Автоматизация и термометрия
объектов сельского хозяйства

Типичные ошибки при работе с телескопическими погрузчиками

10 Мая, 2024

80% отказов оборудования вызваны вмешательством неквалифицированного персонала в работу систем машины

Представители компаний-производителей этих машин: Manitou, MERLO, JCB, JCB, Faresin и Claas рассказывают о типичных ошибках при выборе и эксплуатации телескопических погрузчиков.

Телескопический погрузчик, незаменимый помощник в любом сельскохозяйственном производстве, уверенно завоевывает симпатии сельхозпроизводителей, вытесняя фронтальные погрузчики, традиционно используемые в этом секторе работ. Мощность, маневренность, компактность и многофункциональность делают эти машины круглогодично и ежедневно востребованными. Как выбрать, обслужить и продлить срок службы этого "домкрата на все руки"?

Популярность телескопических погрузчиков в сельскохозяйственном секторе очень высока: несмотря на кризис, спрос на них неуклонно растет с начала 2000-х годов. Более того, даже на вторичном рынке интерес к "телескопам" чрезвычайно высок. Если в Европе фермеры обычно меняют трех-пятилетние машины (с 5 тыс. моточасов) на новые, то в России даже на вторичном рынке сложно найти телескопические погрузчики с 10-15 тыс. моточасов, поскольку при наличии бесперебойных поставок запчастей они используются в сельхозпредприятиях до полного износа.

Минус комфорт

Выбирая телескопический погрузчик, в первую очередь обратите внимание на его технические характеристики и сопоставьте их с задачами, которые должна решать эта машина.

Чаще всего покупатели хотят получить универсальную машину, которую можно использовать как в животноводстве, так и в растениеводстве (грузить зерно, хранить солому, загружать кормораздатчик и т.д.). При этом применение универсальных погрузчиков не ограничивается сельскохозяйственными работами, отмечает Максим Григорьев, заместитель директора технического департамента компании "Агропром-МДТ" (продажа универсальных телескопических погрузчиков Faresin и MERLO, Италия). В скором времени телескопический погрузчик используется для строительства или реконструкции помещений, очистки дорог, погрузки тяжелых строительных материалов и т.д. Несомненно, многофункциональность помогает быстрее окупить стоимость машины и максимально использовать возможности хозяйства, отмечает специалист. Однако для достижения положительных результатов необходимо продумать технику еще на этапе выбора и не экономить на необходимых функциях.

Как ни банально, главная ошибка при выборе телескопического погрузчика, по наблюдениям Максима Дорошенко, технического директора компании "СМАРТ-М" (официального представителя концерна MERLO в России), - это ориентация на цену машины. "Покупатель смотрит на самые дешевые "голые" конфигурации, не сопоставляя возможности такого погрузчика со своими планами на него, и в результате, сэкономив 2-3 тысячи евро, получает неудобную для оператора технику со сложностями в управлении или вообще не соответствующую характеру выполняемых работ", - констатирует Дорошенко.

По его наблюдениям, стеклоочистители (задний и крыши) стоят первыми в списке "на удешевление". В данном случае, когда оператор работает в грязных, пыльных условиях (погрузка зерна на складе, соломы в поле и т.д.), он вынужден действовать вслепую, не видя груза ни на стреле сверху, ни сзади.

Также, по словам Дорошенко, они позволяют сэкономить на дополнительном освещении. Однако погрузчик может работать только при хорошей видимости, чего порой сложно добиться как в поле, так и на пыльном складе, не говоря уже о том, что на заготовке кормов приходится работать круглосуточно. В такой ситуации фар не всегда бывает достаточно.

Недопустимо, по мнению Максима Дорошенко, отказываться от системы кондиционирования (что, увы, является довольно распространенной практикой). Покупать телескопический погрузчик без кондиционера для полевых работ, где такая машина используется практически постоянно, равносильно убийству оператора, предупреждает эксперт.

Не сокращайте гидравлическую мощность

Главным компонентом гидравлической системы является гидравлический насос. От его производительности зависит скорость выполнения операций и рабочие возможности погрузчика. Телескопические погрузчики оснащаются насосами шестеренчатого или аксиально-поршневого типа. В редких случаях может использоваться пара насосов, расположенных друг за другом.

Как объясняет Максим Дорошенко, шестеренчатый насос дешевле, но его ресурс в 3-4 раза меньше, чем у аксиально-плунжерного. Машина с шестеренчатым насосом медленнее выполняет рабочие операции, что снижает производительность, а также делает невозможным использование навесного оборудования, требующего большого гидравлического потока: щеток, снегоотбрасывателей, разбрасывателей соломы и т. д.

Важен поток масла, который напрямую влияет на производительность машин: чем сильнее поток, тем быстрее выполняются основные операции погрузчика - подъем, выдвижение стрелы, переворот ковша и работа с орудиями (например, закрытие грейфера), говорит Семен Костин, бизнес-менеджер по сельскохозяйственной технике JCB в России и СНГ.

В этом же контексте Максим Григорьев отмечает, что для быстрой работы навесного оборудования в движении производительность гидравлического насоса должна составлять не менее 150 л/мин.

Для таких работ, как копание силоса (с помощью фрезы или силосорезки), производительность насоса должна составлять не менее 140 л/мин, добавляет Семен Костин. Для других работ такая высокая производительность обеспечивает высокую скорость выполнения комбинированных операций.

Тип гидравлического распределителя не менее важен. Особенно в тех случаях, когда одновременно задействовано несколько гидравлических функций. Например, в цикле погрузки зерна или кормов: поднимается груз, выдвигается стрела, работает гидравлика захвата для отсечения силоса. Как поясняет Семен Костин, часто в более простой конфигурации производитель ставит так называемые "строительные" гидрораспределители, в которых может быть задействована только одна гидравлическая функция. В этом случае каждая операция будет выполняться последовательно. Такие погрузчики больше подходят для работы с паллетными вилами).

При многоцелевой загрузке "телескопа" в сельскохозяйственном секторе (погрузка соломы, приготовление рационов, обрезка деревьев и т. д.) монофункциональный гидрораспределитель будет замедлять рабочий процесс, делая производственные циклы растянутыми и дискретными, предупреждает Костин.

Павел Коньков, региональный менеджер сельскохозяйственного подразделения Manitou, отмечает, что для некоторых видов работ (например, при использовании навесного оборудования с гидромоторами, такого как силосный ковш с фрезой или щеткой) потребуется дополнительная гидравлическая линия - опция для свободного слива воды в гидробак.

При использовании телескопического погрузчика с триммером для обрезки деревьев необходим постоянный, обязательный, безнапорный возврат масла, говорит специалист по телескопическим погрузчикам CLAAS Леонид Яковлев. Для таких работ также полезна функция гидравлической циркуляции на стреле (чтобы не держать постоянно нажатой кнопку функции, а просто активировать ее "и забыть"), добавляет специалист.

Рациональный протектор

Семен Костин также рекомендует уделить внимание выбору типа шин и рисунка протектора, которые следует подбирать исходя из типов поверхностей, на которых будет использоваться погрузчик, и продолжительности предполагаемых перевозок.

При выборе шин должна быть разумная экономия, считает Павел Коньков. Конечно, можно использовать и диагональные шины, они будут дешевле, но при этом у них будет худшая проходимость и меньший срок службы. Как правило, стандартной комплектацией для сельскохозяйственных погрузчиков являются радиальные шины с протектором "елочка", которые предназначены для бездорожья и обеспечивают лучшую проходимость, имеют больший ресурс и придают погрузчику более мягкий ход по сравнению с диагональными шинами, которые чаще всего устанавливаются на погрузчики строительного типа. Если же погрузчик приобретается для работы только на твердых покрытиях (перевалка минеральных удобрений на железнодорожных узлах, зернотоках и т.д.), то необходимо заказывать радиальные шины с "индустриальным" протектором.

Семен Костин убежден, что телескопические погрузчики, используемые в сельскохозяйственном производстве, обычно работают как на твердых покрытиях, так и в условиях бездорожья. В связи с этим эксперт рекомендует фермерам для телескопических погрузчиков выбирать шины радиальной конструкции (с протектором типа "елочка"). На плохом дорожном покрытии более мягкие эластичные шины радиальной конструкции заметно повышают проходимость погрузчика, а на разбитых и неровных дорогах увеличивают скорость его движения, тогда как более жесткие "индустриальные" шины диагональной конструкции, наоборот, затрудняют движение и вызывают дискомфорт у оператора, поясняет Костин.

Однако у мягких резиновых "елочек" есть недостаток - повышенная склонность к истиранию, напоминает Павел Коньков. В среднем комплект шин, если они используются не только в условиях бездорожья, но и на асфальте и бетонном покрытии, и при этом подвергаются средним и частым пробегам, "живет" 1-2 сезона. Что касается ширины, то с точки зрения снижения давления на почву шины должны быть "чем шире, тем лучше", не сомневается Коньков.

Например, для машины грузоподъемностью 3-4 тонны оптимальный диаметр колес составляет не менее 24 дюймов, говорит Семен Костин. С такими шинами машина такой грузоподъемности сможет работать не только на твердых поверхностях, но и в поле на высоте посевных работ, в компостном хранилище на очень рыхлой поверхности и т.д.

Кроме того, Максим Григорьев, учитывая универсальность использования телескопических погрузчиков, советует брать машины с высоким дорожным просветом - не менее 35 см. В особо сложных условиях эксплуатации в качестве опции можно установить комплект пневматических колес с дисками размера R24, в этом случае дорожный просвет увеличится до 42 см, говорит эксперт.

Максим Дорошенко рекомендует рассмотреть такие варианты, как "крабовый ход" и "гусеничный ход", если погрузчик будет работать в узких местах. Эти опции незаменимы, например, если нужно очистить узкий проход в сарае: крабовый ход позволяет погрузчику работать с обеих сторон здания, не выходя из него, чтобы развернуться.

Рассчитать высоту

По словам Леонида Яковлева, у некоторых производителей есть телескопические погрузчики без фронтального вылета. В этом случае рабочая высота будет меньше максимальной высоты подъема, и это необходимо учитывать при планировании работ и выборе машины.

Как объясняет Семен Костин, необходимо брать стрелу с запасом. Например, если высота силосной траншеи составляет всего 3 метра, то семиметровая стрела пригодится для уборки снега, балласта и укрывного материала, то есть для проведения подготовительных работ к выемке силоса без дополнительного оборудования. Если погрузчик будет использоваться в растениеводстве, то отправной точкой станет высота борта зерновоза - то есть максимум 4 метра, и здесь вполне подойдет модель с высотой подъема 5-6 метров.

При этом Леонид Яковлев напоминает, что погрузчики с большим вылетом стрелы (8-10 м) менее маневренны и компактны, и компании следует заранее учитывать максимальную высоту проемов и помещений, куда должен заезжать такой погрузчик.

При путешествии на большие расстояния

При подборе погрузчика под свои задачи следует также учитывать частоту использования машины и продолжительность транспортировки. Семен Костин отмечает, что возможность отключения полного привода на погрузчике существенно влияет на расход топлива и износ шин. Как правило, погрузчики с гидростатической трансмиссией не имеют такой возможности, в то время как некоторые модели с "гидротрансформатором" позволяют отключить полный привод.

Если перемещение машины ограничено одной рабочей площадкой, вполне подойдут "гидростаты" - они более компактны и имеют минимум компонентов. Однако для дальних поездок стоит выбирать модели с "гидротрансформатором".

Кроме того, если заранее известно, что "телескопу" придется регулярно преодолевать большие расстояния, необходимо выбирать автомобили, способные двигаться с максимальной для этого класса скоростью - 40 километров в час. В противном случае, по словам Павла Конькова, они не будут успевать выполнять весь объем возложенных на них работ, не говоря уже о том, что станут источником затруднений на дорогах общего пользования.

Кроме того, отмечает Семен Костин, для телескопических погрузчиков сельскохозяйственного назначения важна эффективная система охлаждения (что полезно при работе в пыльных ангарах и в жаркую погоду при погрузке зерна) и блокировка дифференциала для улучшения тяговых характеристик.

Некоторые производители (например, Claas), адаптируя свою технику к российским реалиям, устанавливают дополнительные фильтры для российского дизельного топлива в стандартной комплектации. Однако многие производители предлагают такое оборудование в качестве опции и настоятельно рекомендуют устанавливать дополнительные фильтры в качестве защиты от некачественного дизельного топлива.

Также при выборе машины для работы в пыльных условиях (погрузка тюков соломы в поле, работа на складах и т.д.) рекомендуется обратить внимание на то, чтобы она была оснащена реверсом вентилятора охлаждения, предупреждает Леонид Яковлев. В противном случае решетка радиатора будет забиваться, что чревато перегревом двигателя.

Вес в соответствии с требованиями

Стандартным набором навесного оборудования для сельскохозяйственных "телескопов" Семен Костин называет зерновой ковш и паллетные вилы.

По словам Павла Конькова, важно выбрать оптимальный зерновой ковш, а не гнаться за большим объемом. Большой вес максимального ковша замедлит работу гидравлики, а его большие размеры снизят обзорность. На практике часто оказывается, что при погрузке зерна ковшами объемом 2 500 и 2 000 литров на одинаковых моделях погрузчиков меньший ковш не уступает по производительности своему "старшему брату", говорит Павел Коньков. Причина в том, что меньший ковш меньше по размеру, что удобнее для оператора, он меньше весит, а гидравлические движения происходят быстрее.

Семен Костин рекомендует использовать для земляных, строительных и планировочных работ вместо зернового ковша, входящего в стандартный комплект навесного оборудования, грунтовый ковш (приобретается отдельно). Его форма обеспечивает более легкое заполнение, а размеры повышают обзорность, говорит специалист. И если на машине грузоподъемностью 3 тонны рекомендуемый размер зернового ковша - 2,5 м³, то для грунтового ковша на той же машине достаточно 1,2 м³. И даже с таким небольшим грунтовым ковшом производительность погрузки тяжелых строительных материалов будет выше.

Кстати, если предполагается, что менять установленные пушки придется часто, имеет смысл подумать о гидрозамке, советует Леонид Яковлев. Тогда пушки можно будет менять, не выходя из кабины.

Ошибки кастомизации: не навреди

Настройки телескопических погрузчиков просты и понятны. Единственное, что, по словам Павла Конькова, нуждается в калибровке, - это система безопасности (защита от опрокидывания). Ее настройка осуществляется в период, регламентированный инструкцией, и выполнять ее должен специалист. Неправильно откалиброванная система может снизить реальную грузоподъемность машины и увеличить опасность опрокидывания. По этой причине такие регулировки обычно выполняются совместно с дилером, и проблем не возникает.

Семен Костин советует регулярно проверять зазоры в стреле и проставках на предмет износа и давления в шинах, так как это не только влияет на срок их службы, но и предотвращает чрезмерное раскачивание машины при подъеме грузов.

Главное, чего просит избегать Максим Григорьев, - это вмешательства в электронную систему машины. Как правило, самостоятельное устранение компьютерных ошибок приводит к множеству проблем, которые приходится устранять специалистам сервиса, утверждает он. Поэтому любые настройки электронной системы лучше проводить у дилера.

Максим Дорошенко согласен с ним и считает, что около 80% отказов оборудования происходит по вине неквалифицированного персонала, вмешивающегося в работу электронных систем автомобиля. Как правило, они устанавливают дополнительное оборудование, на котором сэкономили при покупке, например, более мощные фары, магнитолы, кондиционеры, вентиляторы и прочий "колхозный тюнинг", перечисляет специалист компании "СМАРТ-М".

По его наблюдениям, подключения производятся с нарушениями, которые приводят к выходу из строя высокотехнологичных, дорогостоящих систем. Например, такое часто случается при установке дополнительного освещения или неквалифицированном врезке дополнительного модуля gps-слежения в штатную электронную систему.

Не всемогущий

Телескопический погрузчик - это грузоподъемная машина, поэтому, прежде всего, следует избегать езды с выдвинутой стрелой, так как любая нагрузка на выдвинутую стрелу создает дополнительный крутящий момент, и машина становится менее устойчивой, предупреждает Леонид Яковлев. Также не стоит ездить с поднятой стрелой, так как смещение центра тяжести способствует потере равновесия при маневрах. Еще одна ошибка - игнорирование сигналов датчиков перегрузки. Все эти факторы приводят к тому, что машина может опрокинуться, что приведет к неизбежному повреждению стрелы.

Семен Костин напоминает, что при длительных поездках лучше отключать полный привод (если автомобиль имеет такую опцию). В противном случае отсутствие межосевого дифференциала приведет к повышенному износу шин, не говоря уже о значительном увеличении расхода топлива.

Также, по наблюдениям Семена Костина, одной из самых частых ошибок при эксплуатации "телескопа" является неправильная техника наполнения ковша. Как объясняет специалист JCB, неопытный оператор сначала максимально углубляет ковш в горизонтальной плоскости, а затем пытается опрокинуть его с помощью гидравлики.

Это самая сложная задача для погрузчика, потому что в этот момент он поднимает не только объем самого ковша, но и весь слой материала сверху, тогда как при правильной технике заполнения ковша он должен одновременно опрокидываться на себя, поднимая стрелу и удерживая передачу в зацеплении, объясняет Костин.

Другой распространенной ошибкой, по его словам, является растягивание цикла погрузки за счет неполного использования свойств гидравлических функций. При загрузке машины неопытный оператор часто сначала поднимает стрелу с грузом вверх, затем выдвигает ее и только потом наклоняет ковш, говорит Костин. Но лучше поднять груз на минимальную высоту для преодоления борта кузова, одновременно выдвигая стрелу и опрокидывая ковш. В этом случае погрузка будет происходить гораздо быстрее.

Кроме того, стремясь увеличить грузоподъемность, фермеры часто перегружают машину, а "для устойчивости" искусственно утяжеляют заднюю часть (чаще всего заливают колеса погрузчика водой). Грузоподъемность, конечно, увеличится на 50-100 кг, но это негативно скажется на надежности оборудования, в частности на распорках стрелы и калибровке датчика опрокидывания, предупреждает Леонид Яковлев. Он отмечает, что основным средством оценки возможностей машины является таблица нагрузок. Именно сверяясь с ней, оператор должен выбрать тактику работы с грузом.

Аграрии часто пытаются сдвинуть что-то тяжелое с помощью "телескопов", используя динамическую нагрузку (тянут, отрывают рывком и т.д.). Максим Дорошенко не сомневается, что такие воздействия губительны для техники. Часто в таких случаях ломаются стрелы и рвутся шланги.

Семен Костин также говорит, что сброс давления во вспомогательной гидравлической линии иногда происходит "варварским способом": оператор начинает стучать по муфтам подручными средствами, чтобы сбросить давление, деформируя и повреждая их. В то время как для сброса давления существует определенная последовательность действий, и для этого не обязательно покидать кабину.

Обучение в межсезонье

Учитывая, что телескопические погрузчики - одна из самых высоконагруженных машин в сельскохозяйственном парке компании, работа на которой в сезон часто проходит в три смены, Максим Григорьев напоминает о необходимости регулярного и строгого технического обслуживания в соответствии с регламентом.

По наблюдениям Максима Григорьева, в постгарантийный период фермеры экономят на качестве моторного масла, а иногда и вовсе забывают его менять. Такая халатность губительна для такой дорогой машины, как телескопический погрузчик, предупреждает он.

По мнению Павла Конькова, минимизировать подобные острые ситуации поможет постоянная совместная работа дилеров и сельхозпроизводителей - регулярное обучение правильной эксплуатации техники, проводимое в межсезонье (зимний период).

Часто после того, как сервисный инженер проведет обучение и покажет, какие кнопки задействованы в основных процессах, механизатор не заглядывает в руководство по эксплуатации, продолжает Коньков. Если представители компаний-производителей техники возьмут за правило проводить семинары по продаваемой технике, на которых будут рассказывать о возможностях уже купленной машины и ее правильной эксплуатации, то ошибок и жалоб на технику будет гораздо меньше.

В то же время он предлагает, чтобы покупатели (сельхозпроизводители) также требовали от дилеров проведения подобных семинаров в межсезонье.

Максим Дорошенко подчеркивает, что машины, занятые в сельскохозяйственном секторе, нуждаются в качественном дизельном топливе. Он также отмечает, что зачастую техника заправляется в полевых условиях ненадлежащим образом. Также необходимо своевременно проводить техническое обслуживание с использованием смазочных материалов и фильтров надлежащего качества, желательно у официального дилера.

Высоконагруженные шарнирные соединения на раме и стреле требуют особого внимания. Особенно важно использовать правильные смазочные материалы для их обслуживания. Как показывает практика, у клиентов возникают проблемы со сломанными втулками и пальцами при использовании смазочных материалов, не соответствующих требованиям эксплуатации машин, говорит Семен Костин. Так, российским аграриям нравится дешевый "Литол-24", который подходит для смазки подшипников и карданных шарниров, испытывающих совсем другие нагрузки. А вот высоконагруженные шарниры требуют специализированной смазки, которая сохраняет свои свойства даже в таких условиях.

Ухаживайте за маслами

Андрей Кудимов, руководитель отдела технической поддержки "Шелл" в России, отмечает, что одними из самых требовательных к смазочным материалам для данного вида техники являются направляющие телескопических стрел. Это связано с тем, что конструкция такого узла за последние годы претерпела ряд усовершенствований. Одним из приоритетных направлений является внедрение более современных технологий и использование композитных материалов. Соответственно, требуется иной подход к использованию смазочных материалов.

"На практике оператор может столкнуться с сокращением срока службы направляющих стрелы, высоким уровнем шума при выдвижении или рывками вместо равномерного выдвижения. В таких случаях можно сделать вывод о перегрузке, неправильной конструкции или повреждении устройства. А проблема чаще всего кроется в том, что для смазки этой зоны используются продукты, не полностью соответствующие требованиям (за неимением других или по халатности)", - поясняет Кудимов.

Часто в требованиях к смазочным материалам для направляющих указывается только консистенция продукта Однако было бы ошибкой выбирать смазку только по консистенции, даже в пределах одного класса, предупреждает Кудимов. Дело в том, что диапазон эксплуатационных свойств продукта может быть слишком широк. Поэтому, если речь идет об эффективной работе стрелы, выбор смазки должен начинаться с определения материала изготовления направляющих, говорит специалист.

Например, если пара трения штанги - металл-металл, рекомендуется использовать смазки, содержащие твердые наполнители. Чаще всего это графит или дисульфид молибдена. Как правило, такие продукты имеют темно-серый или почти черный цвет.

Однако такие классические смазки неприменимы к более перспективному материалу для изготовления штанговых направляющих - полимеру (пара трения металл-полимер), отмечает Кудимов. В паре трения металл-полимер твердые частицы могут работать как абразивы, и их присутствие в смазке нежелательно. Поэтому для обеспечения необходимого уровня противоизносных свойств при сохранении плавности скольжения необходимо использовать базовые масла повышенной вязкости и современные технологии загустителей, советует он.

Так, обычно рекомендуемая вязкость базового масла в смазке составляет 150-220 сантистокс (сСт), но при отсутствии твердых наполнителей она увеличивается более чем в два раза (кстати, такие смазки выглядят более легкими). По словам специалиста, одним из наиболее перспективных видов смазок для этого узла является смазка, изготовленная с использованием полимочевинного загустителя. Такие смазки изначально использовались в автоспорте. Данная технология позволяет добиться более низкого коэффициента трения по сравнению с классическими решениями. В телескопических стрелах использование таких смазок обеспечивает более плавное скольжение стрелы. В то время как использование твердонаполненных смазок для пар металл-полимер может привести к износу направляющих стрелы, предупреждает Кудимов.

Помимо смазочных материалов для телескопических стрел, Андрей Кудимов также советует при техническом обслуживании обращать внимание на диапазон рабочих температур минеральных масел (трансмиссионных, гидравлических, моторных), то есть смотреть, насколько они совпадают с реальными условиями эксплуатации машины.

Материалы по теме

02 Мая, 2024

Сушка и хранение сушеного зерна

Цель сушки - снизить содержание влаги в зерне кукурузы до 14% в кратчайшие сроки. Сушка зависит от кривых равновесия относительной влажности воздуха и влажности зерна, из которых можно узнать, какая влажность зерна возникает при длительном воздействии определенной относительной влажности.

 

26 Апреля, 2024

Развитие Серышевского элеватора в Амурской области

Серышевский элеватор был одним из важных объектов, построенных в Амурской области в годы советской девятой пятилетки. Еще в 1975 году он был введен в эксплуатацию.

 

13 Апреля, 2024

Роль электронного документооборота в сельском хозяйстве

Современное сельское хозяйство в России претерпевает кардинальные изменения, связанные с активной интеграцией цифровых технологий в его процессы.

 

06 Октября, 2023

Мука дорожает. Только один регион Казахстана получил необходимые объемы дешевого зерна

Серик Жумангарин поручил всем регионам ускориться и принять все меры, чтобы закрыть этот вопрос.

 

Блог

 

лого GrainAutomation в футере

Дизайн-студия cCube. Разработка и поддержка сайтов
Разработка и поддержка
cCube.ru