Автоматизация и термометрия
объектов сельского хозяйства

Квотирование экспорта зерна - очень правильная и своевременная мера

29 Апреля, 2020

"Объединенная зерновая компания" (ОЗК) моложе многих других государственных компаний, но за 11 лет с момента основания она пережила столько же событий, сколько другие компании за последние 30. Это и радикальная по российским меркам приватизация (почти 50 % сразу), и уголовное дело против частного инвестора, и появление довольно неожиданного стратега - государственного банка с огромными отраслевыми амбициями. ОЗК играет особую роль на зерновом рынке. Она отвечает за формирование его инфраструктуры, является одним из активных трейдеров на внутреннем и экспортном рынках, а также является государственным агентом по распоряжению зерном из государственного интервенционного фонда и отвечает за его сохранность, а также за проведение товарных и закупочных интервенций. Ровно год назад Дмитрий Сергеев возглавил компанию. В интервью он рассказал о новой стратегии развития ОЗК, сотрудничестве с ВТБ, который формирует крупный зерновой холдинг в России, экспортных перспективах и о том, как команда преодолевает ограничения, связанные с распространением коронавируса.

- Работа новой команды началась с формирования стратегии на период до 2024 года. В конце прошлого года Совет директоров ОЗК утвердил ее. Каковы ее основные направления?

- Действительно, в конце декабря 2019 года на заседании Совета директоров компании была представлена и утверждена стратегия развития ОЗК на период до 2024 года. В ней поставлены задачи по ключевым направлениям нашего развития. Прежде всего, это создание крупнейшего в России глубоководного зернового терминала на базе основного актива компании - ПАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" (НКХП). Модернизация НКХП позволит увеличить его мощности по портовой перевалке сельскохозяйственных грузов на экспорт с нынешних 6,7 млн тонн до 15 млн тонн к 2024 году, а объем единовременного хранения - с 250 000 до 600 000 тонн. Такое увеличение мощностей значительно расширит номенклатуру грузов, перерабатываемых на терминале, а также даст возможность работать с так называемыми нишевыми культурами, к которым, в частности, относятся зернобобовые, масличные и другие. Кроме того, это позволит формировать специальные грузы под заказ. Второе направление - развитие внутренней инфраструктуры российского зернового рынка. Наша задача - сделать ее динамичной и эффективной за счет введения маршрутных железнодорожных отгрузок зерна в направлении НКХП. Объем отгрузок - до 3,5 млн тонн в год. Для этого стратегия предусматривает создание сети линейных элеваторов - зерновых грузообразующих хабов, которые позволят снизить логистические издержки за счет оптимизации движения зерна от поля до терминала. Мы планируем реализовать этот проект совместно с Росагролизингом, соглашение о сотрудничестве было подписано в октябре 2019 года. Третье направление предполагает развитие мировой торговли сельскохозяйственной продукцией за счет увеличения объемов экспортных продаж зерна компаниями Группы ОЗК, с целью экспортировать не менее 8 млн тонн зерна к 2024 году. Важной стратегической задачей также является дальнейшее развитие компетенций по реализации мер государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции. Таким образом, основной целью стратегии является формирование крупнейшего в России торгово-логистического оператора сельскохозяйственной продукции, ориентированного на расширение экспорта зерновых и зернобобовых культур, а также на развитие соответствующей инфраструктуры как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

- На какой стадии находится проект по организации маршрутных отгрузок зерна на собственные выставочные пути Верхнего парка, который строится на территории НКХП? Этот проект был озвучен в феврале на конференции "Где маржа 2020".

- Мы уже подписали договор субаренды необходимых земельных участков с ОАО "РЖД", подготовили проектную документацию и находимся в процессе закупочных процедур по выбору подрядчика. Во втором квартале этого года мы рассчитываем начать работы по строительству путей необщего пользования на территории Верхнего парка. Первый маршрут по новой схеме, минуя выставочные пути Новороссийского вокзала, мы планируем пустить в 2021/2022 годах. Зерновые поезда будут заходить на территорию НКХП по вновь созданным путям необщего пользования Верхнего парка.

- Планирует ли компания расширять свой собственный парк вагонов или они будут арендованы?

- Поскольку речь идет о повышении эффективности интегрированной зерновой логистики, мы планируем создать собственную железнодорожную операторскую компанию и к 2024 году увеличить парк подвижного состава с нынешних 1585 до 4000 инновационных вагонов-зерновозов. Парк вагонов рассчитан с учетом необходимости организации маршрутных перевозок вагонов-зерновозов от сети зерновых грузообразующих хабов до зернового терминала НКХП с объемом перевозок не менее 3,5 млн тонн в год к 2024 году. Мы рассматриваем различные варианты приобретения вагонов, в том числе в лизинг, с общим объемом инвестиций до 10 млрд рублей.

- Каковы экономические преимущества такого процесса транспортировки зерна ?

- Выгода от маршрутизации оценивается в 300-400 рублей на тонну зерна по сравнению с повагонными отправками. Она формируется за счет скидки по железнодорожному тарифу № 10-01, предоставляемой ОАО "РЖД", которая составляет около 10 %, а также за счет сокращения времени в пути и, как следствие, увеличения оборота вагонов. Совершенствование системы товародвижения ОЗК, в том числе за счет создания железнодорожного оператора, позволит нам снизить логистические издержки и предоставить сельхозпроизводителям более выгодное ценовое предложение. В конечном итоге это повысит конкурентоспособность российского зерна на мировом рынке. Кроме того, будет увеличена общая пропускная способность железнодорожной инфраструктуры порта за счет обеспечения возможности приема поездов непосредственно на зерновом терминале без необходимости заезда на очень загруженную в настоящее время железнодорожную станцию Новороссийск.

- Как происходит взаимодействие с акционером компании - ВТБ, который создает зернового оператора и активно участвует в формировании соответствующей инфраструктуры?

- Сегодня ВТБ - наш надежный партнер, с которым мы находим полное понимание принимаемых нами решений, в том числе в рамках реализации новой стратегии компании. Мы вместе работаем над модернизацией активов компании, у нас налажен эффективный обмен опытом. В наших планах - быть в авангарде процесса наращивания экспортного потенциала зернового комплекса России. Но это не только коммерческая, но и национальная задача. Достижение этой цели невозможно без модернизации портовой и железнодорожной инфраструктуры, элеваторных мощностей и т.д. В этих вопросах мы чувствуем поддержку нашего партнера, который со своей стороны также участвует в инфраструктурных проектах по всей стране.

- Как компания работает с регионами? В прошлом году было много сообщений о договоренностях с ними по экспорту зерна. Продолжается ли эта практика?

- Компания придает большое значение отношениям с зернопроизводящими регионами России. В прошлом году мы подписали соглашения о сотрудничестве с Саратовской, Оренбургской, Новосибирской, Орловской, Липецкой, Пензенской областями, Башкирией и Алтайским краем, а в этом году - с Курской областью. Мы планируем и дальше устанавливать прямые контакты с региональными сельхозпроизводителями.

- Сколько зерна компания экспортировала в этом сельскохозяйственном году? В какие страны?

- С начала текущего сезона (с 1 июля 2019 года - ИФ) по 28 апреля 2020 года Группа ОЗК экспортировала около 2,35 млн тонн зерна на сумму 31 млрд рублей. Для сравнения - в прошлом сельскохозяйственном сезоне за аналогичный период на экспорт было отгружено чуть более 1,2 млн тонн зерна. География поставок охватывает более 15 стран, крупнейшими покупателями являются Египет, Судан, Турция, Иран и Бангладеш. Важным достижением текущего сезона мы считаем значительное увеличение доли прямых отгрузок в адрес таких национальных импортеров, как Государственное агентство по закупкам продовольствия Египта и Государственный совет по зерну Турции. Если в 2018/2019 сельскохозяйственном году их доля составляла 7 %, то в текущем сезоне она увеличилась до 38 %, или около 850 тыс. тонн. Это позволило сократить объем продаж через международных трейдеров. В 2019 году впервые расчеты по всем выигранным компанией тендерам на поставку зерна в Турцию осуществлялись в российских рублях.

- Каковы ваши экспортные планы на текущий сезон? Появились ли новые рынки сбыта?

- В дополнение к экспортированному зерну в мае-июне мы планируем вывезти еще 0,3 млн тонн. Таким образом, по итогам сезона объем экспорта должен превысить отметку в 2,5 млн тонн, что в стоимостном выражении составит около 500 млн долларов. Мы планируем отгружать зерно не только на традиционные, но и на новые для компании рынки. Один из них - Азербайджан, куда в прошлом году впервые была осуществлена отгрузка зерна по железной дороге. Для развития экспорта ОЗК сотрудничает с Российским экспортным центром по программам экспортного финансирования.

- В прошлом году ОЗК стала одним из учредителей Союза экспортеров зерна. Как вы оцениваете его работу? Какую роль играет Союз в регулировании рынка зерна, в частности экспорта?

- Да, в апреле 2019 года четыре крупнейших экспортера зерна в России (Aston, Glencore Agro MZK, ТД РИФ и ОЗК), на долю которых приходится около 30% всего экспорта, создали новый Союз экспортеров зерна. Его основной целью стало продвижение зерновых и зернобобовых культур российского происхождения, а также продуктов их переработки на международные рынки. Можно сказать, что уже через год своего существования Союз начал играть значительную роль на российском зерновом рынке. В частности, улучшилась координация действий экспортеров зерна между собой и государственными органами. Представители Союза постоянно участвуют в профильных мероприятиях, высказывая свое экспертное мнение по актуальным вопросам российского зернового рынка.

- Участвовали ли они в обсуждении квоты на экспорт зерна в размере 7 миллионов тонн?

- Да, конечно. Их расчеты и прогнозы были приняты во внимание.

- Как вы оцениваете это решение?

- Это очень правильная и своевременная мера: установив ограничения на экспорт, регулятор принял взвешенное решение. В связи с пандемией коронавируса ряд стран ограничил предложения по экспорту зерна, что привело к росту цен на зерно как на мировом, так и на внутреннем рынках. Квотирование также решает задачи обеспечения продовольственной безопасности государства, поскольку направлено на поддержание стабильности на продовольственном рынке и удовлетворение внутренних потребностей в зерне и продуктах его переработки. С другой стороны, она позволяет сохранить динамику экспорта. По нашим оценкам, в текущем сезоне Россия экспортирует около 43 млн тонн зерна, без квоты экспорт составил бы около 45 млн тонн. Таким образом, введение квоты не приведет к существенному снижению экспорта зерна, а лишь увеличит его предложение на внутреннем рынке. В совокупности с товарными интервенциями в текущих условиях это окажет положительное влияние на уровень доступности зерна и продуктов переработки для потребителей.

- ОЗК является государственным агентом по распоряжению зерном из государственного интервенционного фонда и проводит закупочные и товарные интервенции. Как вы оцениваете этот механизм регулирования рынка зерна?

- Работа с зерном из федерального интервенционного фонда - одно из ключевых направлений нашей деятельности. Механизм государственных интервенций действует с 2001 года и является эффективной мерой государственной поддержки сельскохозяйственного рынка. Он направлен на стабилизацию цен на рынке и поддержание уровня доходов производителей в зависимости от конъюнктуры зернового рынка. Механизмы регулирования прозрачны. За это время зерновые интервенции проводились при различных состояниях аграрного рынка, обусловленных валовым сбором, уровнем цен, объемом выделенных средств, ситуацией на мировых рынках и т.д. Однако интервенционный фонд всегда проявлял себя как гибкий механизм оперативной поддержки регионов и потребителей в случае дефицита или профицита зерна на рынке. По состоянию на 1 апреля текущего года объем фонда составил около 1,75 млн тонн, зерно хранится на 121 элеваторе, 4 из которых являются дочерними и зависимыми обществами ОЗК. Наибольшие объемы зерна фонда хранятся в Сибирском федеральном округе - 1,03 млн тонн, или 58,9%. В Приволжском федеральном округе хранится 0,28 млн тонн, в Южном федеральном округе - 0,23 млн тонн. Решая задачу по сохранности государственного зерна, наши специалисты постоянно проводят инвентаризации, проверки. В 2019 году и за истекший период 2020 года проведено более 720 проверок. В 2019 году в доход федерального бюджета было направлено около 760 миллионов рублей от реализации 1,1 миллиона тонн зерна. Хотелось бы обратить внимание на такой факт - в настоящее время система хранения зерна государственного фонда обеспечивает работой более 8,9 тысячи сотрудников элеваторов, в основном в малых городах и сельской местности. Сейчас проводятся товарные интервенции, то есть продажа зерна из фонда. Несмотря на сложные условия, связанные с пандемией коронавируса COVID-19, нам удалось оперативно аккредитовать около 250 участников. Аккредитация продолжается.

- Когда субсидирование отгрузки зерна из удаленных от портов регионов стало стабилизировать цены в этих регионах, некоторые эксперты заявили, что эта мера оказалась более эффективной, чем закупочные интервенции, которые, по сути, направлены на то же самое - убрать с рынка "лишнее" зерно и стабилизировать цены. Согласны ли вы с этим мнением? Или эти механизмы нельзя сравнивать?

- Сравнивать механизмы субсидирования железнодорожных перевозок и государственной интервенции не совсем корректно. Государственный интервенционный фонд играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности, он позволяет поддерживать регионы, компенсирует дефицит сырья для производства муки и комбикормов. Так, с 2011 по 2019 год перерабатывающим предприятиям без биржевых торгов было продано более 1,7 млн тонн зерна. Кроме того, этот механизм способствует развитию инфраструктуры элеваторов и зернохранилищ. Для некоторых из них, а как я уже сказал, зерно размещено на 121 элеваторе, хранение запасов интервенционного фонда является одним из основных источников дохода. При этом основная часть зерна фонда сосредоточена в Сибири, где сейчас наблюдается дефицит мощностей по переработке и экспорту зерна. Большая часть элеваторной инфраструктуры была введена в эксплуатацию в конце 70-х - начале 80-х годов. Ее общее состояние зачастую оставляет желать лучшего. С другой стороны, эти элеваторы в большинстве случаев являются градообразующими предприятиями в небольших сельских районах, обеспечивая работой местных жителей. Размещение там государственного зерна позволяет сохранить рабочие места, планировать развитие и модернизацию. В конечном итоге все это позволяет поддерживать и развивать инфраструктуру зернового комплекса так, как это предусмотрено Долгосрочной стратегией его развития до 2035 года. Механизм субсидирования железнодорожных перевозок, в свою очередь, позволяет снизить себестоимость транспортировки зерна, повышает конкурентоспособность сельхозпроизводителей из отдаленных регионов, является стимулом для роста производства. Что в итоге? Действительно, есть мнение, что перевозка зерна из отдаленных регионов в порты центральной России и субсидирование перевозок в целом более эффективны, чем закупочные интервенции. Однако, на мой взгляд, сложно отдать предпочтение какому-то одному механизму. Они должны работать параллельно, обеспечивая баланс интересов всех заинтересованных сторон: сельхозпроизводителей, переработчиков, потребителей и экспортеров. Очевидно, что государственные интервенции - это многофункциональный инструмент. На мой взгляд, для решения стратегических задач по обеспечению продовольственной безопасности и развитию инфраструктуры АПК объем фонда должен составлять не менее 6-8 млн тонн.

- Сталкивалась ли компания с какими-либо трудностями, связанными с распространением коронавируса?

- Мы сразу же серьезно отнеслись к ситуации и приняли оперативные меры: 17 марта в компании был запущен штаб по противодействию негативным последствиям эпидемии, закуплены бесконтактные термометры, специальные дезинфицирующие средства, организованы ежедневные замеры температуры для сотрудников. Почти 80 % персонала было переведено на удаленную работу с сохранением существующих условий оплаты труда. Работа на дому для сотрудников ОЗК и дочерних компаний организована без потери контроля над безопасностью данных и ИТ-инфраструктуры. Те, кому необходимо находиться в офисе, пользуются транспортом компании или услугами такси, расходы на которые компенсируются. Принятые меры дали свои результаты: в ОЗК и ее дочерних компаниях не зарегистрировано ни одного человека с диагнозом "коронавирусная инфекция". В этих новых, во многом непривычных условиях коллектив компании продолжает полностью обеспечивать работу всех своих подразделений. Мы не можем допустить перебоев с экспортными поставками и поставками продовольствия. Да, были сложности, в частности, с доступом зерновозов на НКХП - у водителей не было специальных пропусков. К счастью, ситуация была оперативно изменена, в том числе благодаря вмешательству общественности и публикациям вашего ведомства. Кроме того, появилось требование Роспотребнадзора о дезинфекции судов, прибывающих из Ирана, Италии, Республики Корея, Турции, Китая и других стран, если они находятся в рейсе менее двух недель. Конечно, бывают сложности, но мы стараемся оперативно решать все вопросы. Даже в такой ситуации мы не можем подвести ни наших партнеров, ни потребителей.

Материалы по теме

12 Мая, 2024

Высокие технологии на земле. Почему сельское хозяйство по-прежнему не зависит от цифровизации?

С началом пандемии сельскохозяйственные компании, в отличие от компаний других отраслей, не стали массово переводить сотрудников на удаленную работу, оцифровывать производство и создавать десятки совещаний в день в Zoom.

 

28 Апреля, 2024

"K2Тех" развернула онлайн-портал, предоставляющий карты информационно-технологических решений для основных секторов агропромышленного комплекса.

Новый информационный ресурс позволит производителям зерновой, молочной и мясной промышленности проводить...

 

23 Апреля, 2024

Как сельскохозяйственный производитель автоматизировал логистику?

Компании Syngenta, производителю семян и средств защиты растений, необходимо было учесть особые условия транспортировки, сезонность продаж и географическую распределенность, а также автоматизировать процессы транспортной логистики.

 

01 Октября, 2020

Погода внесла свои коррективы в качественные показатели урожая зерновых-2020 в Казахстане

В партиях сельскохозяйственной продукции нового урожая уже зафиксировано повышение содержания влаги и увеличение количества проросших зерен.

 

Блог

 

лого GrainAutomation в футере

Дизайн-студия cCube. Разработка и поддержка сайтов
Разработка и поддержка
cCube.ru