04 Мая, 2024
Пока в промышленности говорят об индустриализации 3.0, то есть мечтают о замене всех рабочих на фабрики без роботов, в сельском хозяйстве это уже давно стало реальностью. На многих молочных фермах роботы-дояры - насущная необходимость из-за нехватки рабочей силы и высоких стандартов качества молока; в Японии быстро стареющие (и худеющие) фермеры уже 20 лет используют беспилотники; теплицы "научились" выращивать клубнику и помидоры без помощи человека
Не стоит забывать и о главной проблеме человечества - перенаселении. Большинство статей о сельском хозяйстве начинаются с прогнозов роста населения - 8,5 миллиарда человек к 2030 году и 9,7 миллиарда к 2050 году. Прокормить их действительно проблематично, ведь ресурсы планеты истощены, залпы последней "зеленой революции" с новыми сортами пшеницы Нормана Борлауга прогремели более 60 лет назад, а население с тех пор увеличилось более чем в два раза.
Но все же роботы пока не могут полностью заменить человека в сельском хозяйстве. Оказывается, рабочая сила в России настолько дешева, что даже бесплатное "железо" не может с ней конкурировать. В то же время автоматизация все равно неизбежна.
По данным Json & Partners Consulting, производительность труда в российском сельском хозяйстве отстает от немецкой в три раза, а урожайность в нашей стране ниже в 2,5-3 раза. И это следствие не только технологического отставания, но и отсутствия трудовой этики - всегда найдутся сотрудники, которые выполняют свою работу некачественно. Только автоматизация сможет исправить текущее положение дел. Именно благодаря автоматизации в России растут надои и улучшается качество молока, а птицеводы и свиноводы приближаются к мировым стандартам производства и могут экспортировать свою продукцию.
Использование роботизированных комплексов в сельском хозяйстве позволяет повысить эффективность бизнес-процессов в среднем на 50-70%.
Многие российские агрохолдинги и перерабатывающие компании уже автоматизировали свои бизнес-процессы и начали роботизацию производства, говорит Виталий Шеремет, руководитель Центра компетенций КПМГ по агробизнесу в России и СНГ. Однако внедрение этих инноваций происходит неравномерно. "В большей степени роботизации подвергаются уже структурированные процессы, а также те процессы, в которых подобная мера ведет к повышению экономической эффективности", - констатирует эксперт.
Есть много примеров роботизации бэк-офиса, бухгалтерии, юридических и некоторых HR-функций, где стоимость труда достаточно высока, а специалистов на рынке не хватает, продолжает он. "В то же время роботизация фронт-офиса, например, в агросекторе - это та область, которая вроде бы идеально вписывается в саму идею технологических инноваций, вызывает интерес, но пока остается достаточно теоретической, поскольку стоимость труда в этом сегменте гораздо ниже, и зачастую кейсы роботизации просто не выдерживают экономического анализа", - поясняет Виталий Шеремет. По его словам, это связано с тем, что человеческий труд в отечественном сельском хозяйстве стоит дешевле, чем стоимость современной техники.
Однако в долгосрочной перспективе ситуация изменится. Сельское хозяйство испытывает острую нехватку как квалифицированных, так и неквалифицированных работников. Поэтому тенденция к роботизации и удешевлению этих технологий в конечном итоге, с одной стороны, решит проблему нехватки кадров, а с другой - создаст потребность в высококвалифицированном персонале, который будет достойно вознаграждаться, прогнозирует Шеремет.
Роботов в сельском хозяйстве заменят те же люди, что и в промышленности и сфере услуг. То есть работники, выполняющие монотонную и механическую работу. Именно повторяющаяся последовательность действий лучше всего поддается автоматизации. "Мы пока не готовы заменить людей на земле в этих сферах, но уже есть прецеденты, когда в ряде классов задач системы вроде того же искусственного интеллекта, который оперирует большим объемом данных, могут выдавать решения с большей вероятностью, чем человек", - говорит Александр Калинин, генеральный директор SibEDGE. С этой точки зрения практически весь труд на ферме можно автоматизировать уже сейчас, если у вас есть деньги".
Однако есть области, где машинам еще далеко до человека. Роботы хуже всего справляются с творческой работой и операциями, где нет единственно верного ответа, поэтому агрономы, инженеры, дизайнеры и маркетологи могут быть спокойны. Хотя уже были случаи, когда людям, работающим в крупных перерабатывающих отраслях, например инженерам, приходилось переучиваться или уходить в другие сферы, отмечает Александр Калинин. Зачастую человек-профессионал обходится компании гораздо дороже, чем соответствующее программное обеспечение". Да, переходный период цифровизации еще впереди, но уже сейчас люди на сложных производствах становятся значительно дороже, а автоматизация превращается в выгодную альтернативу", - рассуждает он.
Все эти возможности пока в значительной степени обходят Россию стороной, поскольку интенсивность инвестиций в технологическую модернизацию производства вынужденно низка. Особенно низки темы внедрения радикально новых технологий, цифровизации и роботизации. "Например, Россия ежегодно закупает в 80-200 раз (!) меньше производственных роботов, чем Китай или США", - подчеркивает Илья Кузьминов, заведующий отделом Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики.
Человеческий труд в отечественном агропромышленном комплексе дешевле, чем стоимость современного оборудования.
В российском сельском хозяйстве потенциал автоматизации достаточно высок только в крупных сельскохозяйственных организациях. В основном это связано с финансовыми возможностями таких организаций. Самыми богатыми из них можно считать производителей мяса, у которых также есть все необходимое для автоматизации оборудование. "В животноводстве процессы кормления, уборки скота, доения коров могут быть полностью автоматизированы, но необходимы квалифицированные операторы автоматизированных комплексов. В среднем комплекс на 200 голов скота могут обслуживать не более 10 человек", - приводит пример Степан Земцов, старший научный сотрудник лаборатории исследований предпринимательства Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
В сфере крупных компаний и больших заводов любое сокращение трудозатрат, как правило, снижает себестоимость продукции. Кроме того, мясопереработка - близкая к промышленности сфера в АПК, где потребность в рабочей силе традиционно очень активно сокращается. "Сегодня в России взят курс на максимальную роботизацию промышленности. Выбранное направление затрагивает не отдельные экономические процессы, а систему и стратегию развития в целом", - отмечает Тимур Гассиев, генеральный директор УК "Белый Фрегат" (группа компаний, в которую входит агрокомплекс с птицеводством, мясопереработкой и производством продуктов питания из мяса птицы).
В настоящее время "Белый Фрегат" использует ручной труд только для производства бескостной группы. Но при расширении производства здесь также потребуется автоматизация. Однако в компании видят не только плюсы, но и минусы этого процесса.
"По данным международных аналитиков, использование роботизированных комплексов в сельском хозяйстве позволяет повысить эффективность бизнес-процессов в среднем на 50-70% за счет снижения расхода горюче-смазочных материалов, уменьшения потерь воды и электроэнергии. Но, с другой стороны, автоматизация имеет и недостатки, такие как высокая стоимость внедрения, возможность технических сбоев и отсутствие квалифицированного персонала для обслуживания систем", - говорит Тимур Гассиев. По его словам, сейчас ручной труд менее затратный, но это касается только среднего объема производства, которым является "Белый фрегат". Однако чем больше компания развивает рынок сбыта, выводит на него новые бренды и виды продукции, тем актуальнее становится планирование бюджета с учетом полного перехода на автоматическое производство. Иными словами, автоматизация всего производственного цикла - это серьезные инвестиции, и инвестиции неизбежны, если компания нацелена на высокие результаты.
Когда производство автоматизировано, можно очень точно планировать расходы и доходы. И даже доставлять и распределять заказы без участия человека. Такие системы уже разрабатываются IT-компаниями. Например, компания SibEDGE работает над централизованной веб-системой, которая сможет работать со всем парком устройств на мясокомбинате. Система будет тесно интегрирована с ERP-системой (Enterprise Resource Planning) предприятия. Система будет иметь модернизированный, но понятный интерфейс, что должно положительно сказаться на скорости работы оператора за счет снижения количества ошибок, допускаемых в процессе.
Программное обеспечение поможет производителям автоматизировать распределение заказов по мясоперерабатывающим предприятиям и поможет покупателям получать свежие мясные продукты в один клик.
Однако в растениеводстве уровень автоматизации все же ниже, и она решает специфические задачи, такие как управление сырьем и экономия ресурсов. Замена людей роботами не планируется.
Дмитрий Теплов, директор Краснокамского РМЗ, в качестве примера частичной автоматизации приводит высокоскоростной упаковщик для заготовки кормов "Сено в линию". Он не требует механизатора и тракториста - для подачи рулонов нужен всего один человек, в то время как обычный упаковщик требует для работы до двух тракторов: один - для подачи рулонов, второй - как силовой агрегат для упаковщика. Для работы всей этой техники требуется до четырех человек. И производительность будет низкой - около 25 тюков в час, потому что люди устают, совершают ошибки, им нужен перерыв. "Иногда мы находим ошибки, которые сотрудники совершают намеренно. Они торопятся и прессуют неравномерно подвяленную траву или снижают плотность упаковки рулонов, чтобы заработать больше денег при сдельной оплате труда", - признается Дмитрий Теплов. Для контроля таких работников внедряются отдельные цифровые решения.
Появление высокоскоростного упаковщика позволило изготавливать до 80 тюков в час и обеспечивать кормом до 2 000 голов практически без присутствия людей.
Роботы хуже всего справляются с творческой работой и операциями, где нет единственно верного ответа.
Автоматизация в сельском хозяйстве помогает снизить затраты и повысить эффективность, что особенно важно, когда все меньше людей готовы посвятить свою жизнь фермерству. Кроме того, фермеры в развитых странах быстро стареют. Например, за последние тридцать лет средний возраст американского фермера увеличился с и без того немалых 50,5 лет до 58,3 лет. То есть почти все они - без пяти минут пенсионеры. При этом за последние 10 лет количество американских ферм сократилось на 200 тысяч - до 2 миллионов. "Сегодня один фермер в мире в среднем обеспечивает продуктами 155 человек, с развитием цифровых технологий в сельском хозяйстве эта цифра вырастет до 255", - говорит Дмитрий Теплов. На практике это будет означать потерю рабочих мест.
"Исходя из нашей практики в крупных промышленных компаниях, в среднем технология роботизированной автоматизации процессов может заменить двух штатных работников в рутинном процессе", - подсчитал Сергей Юдовский, управляющий партнер ЦНИИ (Центр робототехники и искусственного интеллекта).
Часто именно возраст фермеров заставляет их прибегать к автоматизации, ведь пожилому человеку сложно работать на ферме. Именно поэтому японские фермеры облюбовали беспилотный вертолет Yamaha RMAX для опрыскивания, ведь средний возраст фермера в Японии составляет 66 лет - в одиночку заниматься опрыскиванием очень тяжело.
Но есть и альтернативная точка зрения на технологическую революцию в агробизнесе. В России до сих пор не везде есть газ и электричество, не говоря уже об Интернете, а многим аграриям секретари помогают пользоваться банальным Skype, поэтому правильнее говорить не о роботизации, а об обновлении фермерских хозяйств. "Медленный рост производительности труда в российском сельском хозяйстве на фоне опять же медленного сокращения числа рабочих мест в отрасли имеет место. Но фактор внедрения новых технологий далеко не главный", - говорит Илья Кузьминов из Высшей школы экономики. По его словам, некоторые преуспевающие предприятия постепенно повышают свою техническую оснащенность, закупая вполне традиционное производственное оборудование и технику, которая десятилетиями присутствует на мировом рынке и основана на старых технологиях (например, доильные аппараты и тракторы). Во-вторых, оптимизируются бизнес-процессы. "Иными словами, не безнадежные предприятия вынуждены наводить порядок в производстве, ликвидировать потери сырья, порчу оборудования, воровство. Безнадежные, наименее эффективные предприятия продолжают вымирать, особенно интенсивно в неблагоприятных для сельского хозяйства регионах Севера и Востока страны. И этот процесс продолжается уже более 25 лет", - отмечает эксперт. Тем не менее, при сравнении стоимости работника-человека и работника-робота следует учитывать некоторые особенности, но если брать по минимуму, то эквивалент зарплаты - это годовая лицензия робота, а эквивалент обучения - это стоимость разработки, поясняет Сергей Юдовский. По обоим показателям робот дешевле и, что самое главное, выполняет рутинные процессы точнее, чем человек. "Если рассматривать предложения крупных вендоров подобных технологий, то самая дешевая лицензия будет стоить около 150 000 рублей в год, и с этой лицензией можно будет запускать совершенно разных роботов, выполняющих совершенно разные процессы. В сегодняшних реалиях вряд ли можно представить себе сотрудника, обладающего всеми необходимыми навыками и согласного работать круглосуточно за 12 500 рублей в месяц, включая налоги и социальные отчисления", - подсчитывает Сергей Юдовский.
Вам придется выложить большую сумму за настройку системы, но срок окупаемости составляет несколько месяцев, особенно если речь идет о крупном процессе с десятками штатных сотрудников.
Учитывая, что комбайны сейчас зарабатывают сотни тысяч рублей за сезон, а механизаторов ищут в соседних регионах, все агрохолдинги скоро осознают преимущества автоматизации, считают эксперты. Никто из них не привык и не будет работать за 12,5 тысяч рублей, и уж тем более не будет работать 24/7, как это делают роботизированная техника для посева и уборки, а также дроны для контроля посевов.
Сегодня в мире один фермер в среднем обеспечивает продуктами 155 человек, а по мере развития цифровых технологий в сельском хозяйстве эта цифра вырастет до 255.
В проигрыше, как всегда, оказываются простые сельские жители. И их образование может не спасти их от безработицы. Роботы заменяют доярок, новая техника требует меньше механизаторов, но сколько именно их потеряло работу, никто не знает, потому что конкретных данных о структуре занятости в сельском хозяйстве в статистике нет. Известно только, что рабочие места теряются очень быстро. "В целом по России в 2015 году, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, в сельскохозяйственном производстве в крупных и средних сельскохозяйственных организациях было занято около 1 млн работников (0,8 млн постоянных). Для сравнения, в 2006 году их было 2,3 миллиона, то есть численность работников агропредприятий сократилась в 2,3 раза, в том числе в результате определенных процессов механизации и автоматизации", - приводит пример Степан Земцов из Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).
По его данным, 58% людей, занятых в агропромышленном комплексе, могут быть заменены роботами. Поскольку автоматизация производства скорее всего произойдет на крупных сельскохозяйственных предприятиях, где постоянно работает не более 0,8 миллиона человек, в долгосрочной перспективе около 460 тысяч человек потеряют работу к 2030 году. Но большинство сельских жителей не работают не только в агропромышленном комплексе, но даже просто в сельской местности.
"Сейчас в России около 16,2 млн сельских жителей трудоспособного возраста, из них занято 14,8 млн человек, а в сельском, лесном и рыбном хозяйстве занято не более 4,2 млн человек, то есть всего 28,3%", - приводит данные Степан Земцов. В последние годы занятость сельских жителей в сельском хозяйстве падает очень быстро: еще в 2006 году более 45% из них работали в агропромышленном комплексе. Уже по одной этой причине большинство сельских жителей не волнуют процессы автоматизации в сельском хозяйстве - они их просто не касаются.
Учитывая сильную технологическую отсталость российского агропромышленного комплекса, лучше всего будут чувствовать себя высококвалифицированные специалисты с сильным высшим образованием. "Неизбежна дальнейшая поляризация зарплат таких специалистов, но скорее по экономическим, чем по технологическим причинам, - прогнозирует Илья Кузьминов. - Современным успешным агрохолдингам требуются талантливые, выдающиеся по своим личным качествам специалисты практически за любые деньги, а таких специалистов очень мало".
В результате посредственные специалисты с высшим сельскохозяйственным образованием будут работать на не слишком успешных сельскохозяйственных предприятиях, зарабатывая зачастую не больше, чем низкоквалифицированные рабочие на тех же предприятиях, считает он. Единственной наградой за высшее образование для них станет освобождение от необходимости тяжелого физического труда.
В настоящее время говорить о сильном влиянии автоматизации на количество рабочих мест не приходится - работы и без роботов становится все меньше и меньше. "Параллельность процессов технологической модернизации и оттока сельского населения не должна вводить в заблуждение: между ними может не быть причинно-следственной связи. Сельское население будет уезжать в города, несмотря на появление новых рабочих мест в сельской местности. Сценарий вынужденной сельской миграции из-за автоматизации сельскохозяйственных работ маловероятен. Тем более что сельскохозяйственная деятельность, согласно статистике, уже давно не является основным источником занятости для сельского населения", - резюмирует Илья Кузьминов.
12 Мая, 2024
Высокие технологии на земле. Почему сельское хозяйство по-прежнему не зависит от цифровизации?
С началом пандемии сельскохозяйственные компании, в отличие от компаний других отраслей, не стали массово переводить сотрудников на удаленную работу, оцифровывать производство и создавать десятки совещаний в день в Zoom.
05 Мая, 2024
Послеуборочная обработка и хранение семян подсолнечника
Подсолнечник - основная масличная культура в России, его семена содержат от 29% до 57% масла.
14 Апреля, 2024
Группа компаний "КОБЛИК" - новый холдинг, объединяющий четыре предприятия сельскохозяйственного машиностроения и собственную сеть дилерских центров в более чем 20 регионах России.
15 Января, 2023
IT-технологии являются мощным инструментом повышения эффективности предприятий и, как следствие, их прибыльности и конкурентоспособности. Они вносят значительный вклад в повышение качества продукции и улучшение условий труда граждан
Разработка и
поддержка
cCube.ru |