01 Мая, 2024
Наступил новый маркетинговый год и активный сезон закупок сельскохозяйственной продукции. В рамках подготовки к новому сезону многие элеваторы и зерновые терминалы (ЗТ) интенсивно занимаются техническим перевооружением, увеличивают складские мощности, совершенствуют автоматизацию производственных, учетных и управленческих процессов.
Правильно отработанные производственные цепочки, отлаженное оборудование, продуманные сервисные инструкции и хорошо обученный персонал, который знает, что делать не только в обычных, но и в нестандартных ситуациях, ведут к повышению скорости и качества обслуживания клиентов. Помочь в управлении всеми этими процессами должна качественная автоматизированная система управления (АСУ).
В этой статье мы хотели бы немного поговорить о втором направлении - об автоматизации учета и управления.
Автоматизация количественного и качественного учета зерна на элеваторе уже никого не удивляет, это must have ("маст-хэв"). Но системы автоматизации не стоят на месте. Разработчики автоматизируют все больше процессов и функций, появляются новые программно-аппаратные комплексы. Подавляющее большинство элеваторов начинают внедрять настоящие АСУ, уходя от "Excel-автоматизации".
Каковы тенденции в развитии систем автоматизации элеваторов? Нужно ли тратить деньги на приобретение "старых" систем учета? Не станут ли эти инвестиции неэффективными через 2-3 года? В этом мы и попытаемся разобраться в данной статье.
Если коротко и ясно, без научных терминов, то можно сказать так: автоматизированная система управления должна сама определять, как зовут того или иного сотрудника, но только по его функциональным обязанностям:
Система управления должна быть простой, понятной и помогать сотруднику, а не быть обузой, смысл которой заключается лишь в том, чтобы "рисовать красивые отчеты или графики" начальнику, но при этом контролировать его действия.
В то же время, несмотря на все более широкое распространение цифровых технологий в нашей жизни, до сих пор существуют элеваторы, которые ведут учет с помощью "Excel-автоматизации". Все данные хранятся в таблицах excel, но автоматизация процессов управления отсутствует!
Excel - это не система управления! Это электронные таблицы! Они не могут управлять процессами - они могут только хранить данные и выполнять некоторые вычисления. Более того, вопросы безопасности и надежности данных в них - отдельная тема, не выдерживающая серьезной критики.
Как долго продержится такая "Excel-автоматизация" в современном мире и постоянно растущей конкуренции? Думаю, недолго. Непонятно, о чем думают их руководители. Или они думают, что "на наш век хватит, а дальше хоть трава не расти"?
Основные тенденции развития и строительства элеваторных АСУ в ближайшем будущем будут направлены на:
Давайте рассмотрим их немного подробнее.
Опыт автоматизации прошлых лет, когда разные разработчики ставили разные модули и "программы" для работы с отдельным оборудованием или бизнес-процессами, показывает, что этот путь ведет в тупик. В итоге получается, что деньги заплачены, что-то вроде бы автоматизировано, но все работает само по себе и не связано в единую систему. Данные переносятся из одной программы в другую вручную.
Со временем разработчики отдельных модулей "исчезают", перестают поддерживать "старые программы", и элеватор оказывается в тупике. Модули не совместимы друг с другом, они устаревают, в них нельзя внести изменения, и в итоге никто не знает, как работает этот "зоопарк"!
АСУ нужно строить с компаниями-разработчиками, которые действительно и серьезно занимаются автоматизацией зернового бизнеса, а не с фирмами-однодневками или "талантливыми студентами", даже если на данном этапе это кажется дешевле. Не зря народная мудрость гласит: "Скупой платит дважды". Это не значит, что одна фирма разрабатывает все модули. Это вряд ли возможно, но должен быть один интегратор на весь проект.
К вопросам контроля действий сотрудников ("защиты от дурака" и устранения человеческого фактора) на всех этапах работы, а также информационной безопасности всей АСУ в целом следует относиться крайне серьезно.
При заключении договоров на разработку обязательно обсуждается этап опытной эксплуатации и дальнейшей поддержки! В этой жизни все постоянно меняется, появляется новое оборудование, рождаются новые бизнес-схемы и технологические процессы. Вносить изменения в работу АСУ лучше и быстрее всего может тот, кто сам создал систему и знает все нюансы ее работы.
Сюда же следует отнести очень важный вопрос о способности действующей АСУ интегрироваться с продуктами других разработчиков (базами данных, конфигурациями BAS или 1С, мобильными приложениями и т.д.).
Например, в первоначальном ТЗ отсутствует определенная задача. В дальнейшем она становится актуальной, и на рынке появляются готовые решения сторонних разработчиков. Если АСУ разрабатывалась с использованием "закрытых" технологий, которые не предполагают возможности внесения изменений, элеватор становится заложником разработчиков своей АСУ. В то же время использование открытых продуктов, таких как BAS, 1С и т.д., позволяет достаточно безболезненно дополнять существующую АСУ новыми конфигурациями, приложениями и т.д.
Маркировка транспорта с помощью штрих-кодов, QR-кодов, RFID-меток для:
Это направление очень перспективно, и оно уже реализовано на некоторых элеваторах.
Эффективность такого подхода очевидна и понятна многим руководителям. Однако его внедрение затягивается. Многие элеваторы до сих пор используют бумажный "бегунок".
Использование современных технических средств позволяет обслуживать хранителя без участия персонала.
Автоматическое взвешивание, использование автоматических пробоотборников и другого оборудования повышает скорость обработки транспорта и исключает различные мошеннические схемы за счет обезличивания проб и транспорта. Автоматическая передача данных с оборудования (интеллектуальных видеокамер, датчиков проезда, весов, лабораторных анализов и т. д.) в АСУ элеваторов также происходит без участия человека.
Минимизация участия персонала во внесении данных в систему управления исключает различные случайные ошибки и преднамеренные действия - так называемый человеческий фактор. В то же время ускоряется процесс обслуживания хранителей.
Также необходимо создать встроенный контроль достоверности входной информации на всех этапах производственного цикла.
Управление внешней логистикой - минимизация очередей и простоев на перевалочных пунктах и перед воротами элеватора.
Каждый год в разгар сезона перед элеваторами и зерновыми терминалами выстраиваются огромные очереди из зерновозов. Эта проблема остро стоит в портовых городах и южных регионах нашей страны. Одним из эффективных методов ее решения является организация электронной очереди, чтобы прибывающие зерновозы не толпились на перевалочных пунктах и не простаивали впустую, а подъезжали непосредственно на разгрузку. Одновременно с постановкой в очередь предварительная информация о грузовике и его грузе может быть внесена в учетную систему элеватора.
Лишь очень немногие элеваторы пытаются организовать прибытие зерновозов и решить эту проблему. Очевидно, что те, кто внедрил этот подход, получат дополнительные конкурентные преимущества для привлечения новых хранителей, так как сократится бесполезное время простоя их транспорта на данном элеваторе.
Это пользователи АСУ - не сотрудники элеватора.
Сегодня практически никто не допускает посторонних в свои АСУ. Обмен информацией с хранителями происходит исключительно в бумажном виде или в виде внешних электронных документов.
Однако в долгосрочной перспективе ситуация изменится. В борьбе за клиентов элеваторы начнут более подробно информировать их о:
Гораздо удобнее делать это в электронном виде в виде чат-ботов, специализированных мобильных приложений, веб-сайтов и т. д. Вполне возможно, что хранителям могут быть предоставлены права не только на просмотр своих данных, но и на их предварительный ввод.
Например, складская компания может ввести данные о своем автомобиле, отправляемом на элеватор: номера накладной, машины и прицепа, данные о грузе и водителе и т. д. Сотрудники элеватора будут проверять эти данные только после прибытия автомобиля, что также сокращает время обслуживания и значительно снижает вероятность ошибок. Ведь данные вводятся в систему, где они формируются и проверяются в первый раз тем, кто их вводит, а во второй - сотрудником элеватора.
Сама компания-хранилище будет иметь доступ к информации о процессе приема и хранения зерна. То есть фермер или зернотрейдер, отправивший машину на элеватор, может видеть все этапы доставки зерна. Вот его машина заехала в ворота, взвесилась, передала образцы - при этом информацию о классе зерна и его характеристиках он может увидеть в чат-боте или в специализированном приложении на смартфоне самостоятельно, без дополнительного запроса на элеватор. Таким же образом он может дистанционно согласовывать вопросы в случае несоответствия заявленного и реального качества и веса.
И некоторые компании уже внедряют такие технологии в жизнь, получая тем самым сильное конкурентное преимущество - ведь клиент чувствует более человеческое отношение к себе.
В будущем использование электронных ТСД для работы с любым перевозчиком и видом транспорта станет обязательным. Они уже внедрены для железнодорожных перевозок и рано или поздно заработают и для автоперевозок. Те компании, которые знают, как работать с электронными ТТН при железнодорожных перевозках, смогут гораздо проще автоматизировать те же процессы при автомобильных перевозках.
В этом случае элеваторная АСУ "должна уметь" работать с ними заранее, а не тогда, когда это станет обязательным.
Как показала жизнь, далеко не все сотрудники элеваторов и особенно зерновых терминалов могут работать за компьютером в офисе. Их рабочее место находится на территории или вообще за ее пределами. Но им приходится вводить или использовать информацию из АСУ.
Выходом в таких ситуациях является разработка мобильных приложений.
Например, в ситуации, когда автомобильные весы расположены слишком удаленно или не могут напрямую передавать данные в АСУ. Выход из этой практической ситуации описан в статье "Автоматизация удаленного весового комплекса зернового терминала "Ника-Тера" с помощью мобильного приложения". А также другие процессы, связанные с погрузкой вагонов с зерном или приемкой вагонов с УЗ, контролем их движения и прибытия в порт зернового терминала.
Второй яркий пример - контроль за разгрузкой автомобилей в порту на корабль. Работа тальмана не привязана к стационарному рабочему месту, но задача оперативной регистрации времени и места разгрузки актуальна и обязательна. Контроль за движением транспорта от склада до судна может осуществляться с помощью специального мобильного приложения.
Возможность для руководства элеваторов и зернохранилищ оперативно получать в любое время всю необходимую и достоверную информацию , находясь не только перед компьютером в офисе, но и на своем смартфоне.
Возможность согласования и утверждения спорных вопросов в режиме онлайн в специализированных чатах ACS, чат-ботах и мобильных приложениях значительно возрастает:
Особенно ярко эта особенность проявилась в период карантина, когда руководящий состав, включая директоров, находился на карантине, но постоянно был в курсе всех рабочих вопросов и согласований.
Конечно, вы всегда можете просто позвонить по спорному вопросу и получить или дать указание, но любой руководитель знает два простых правила управления:
А когда обсуждение вопроса и принятое решение задокументировано в системе - никакие отговорки типа "я вас не так понял" не пройдут.
Конечно, элеваторы работали в условиях "карантина" - никто не собирался останавливать их, как столовые, да и сделать это было практически невозможно. Но люди болели и не могли выйти на работу из-за потенциальной опасности заразиться самим и заразить других, хотя и могли выполнять свои обязанности.
С другой стороны, грамотно построенные системы учета и управления с возможностью работы в "облаке" с удаленными или мобильными рабочими местами показали, что эффективно работать можно даже в таких условиях. Нужно только четко понимать, что работа "по телефону" и работа в АСУ на удаленном или мобильном рабочем месте - это, как говорят в Одессе, "две большие разницы".
Работая на удаленном рабочем месте, сотрудник информационно находится "в системе" и может получить всю необходимую информацию для принятия решения. Там же он принимает и передает другим сотрудникам контрольные решения. Вместо того чтобы постоянно звонить по телефону, общаться с одним человеком и заставлять всех остальных ждать, замедляя тем самым производственный процесс.
Опять же, многие элеваторы входят как отдельные предприятия в состав крупных холдингов. Руководство и специалисты холдинга почти всегда находятся не на территории элеватора, а в крупных городах. Для работы с ними, безусловно, нужны либо удаленные рабочие места, либо мобильные приложения, позволяющие оперативно передавать необходимую информацию, отчеты, согласовывать производственные вопросы и т. д.
Современный зерновой терминал и крупный элеватор - это не просто хранилище. Это настоящий узел транспортировки зерна. Поэтому его АСУ должна уметь работать со всеми видами транспорта и способами транспортировки зерна:
В большинстве АСУ, работающих в настоящее время на элеваторах, хорошо отработана работа с автомобильным и железнодорожным транспортом. С контейнерными перевозками дело обстоит хуже. Есть разработчики, которым удалось автоматизировать работу на всех этапах: погрузку, транспортировку и контроль смещения вагонов, выгрузку, подготовку всех необходимых документов для УЗ.
Для портовых зерновых терминалов цифровизация всех процессов и документооборота, связанных с приемкой, обработкой и погрузкой зерна на суда, будет очень важна. Их АСУ должна обеспечивать обмен информацией как с контрагентами (зернотрейдерами, экспортерами, УЗ и т. д.), так и с различными портовыми агентами и службами, обеспечивая правильное оформление документов и быструю загрузку судов с минимальными простоями автомобильного и железнодорожного транспорта. В качестве примера можно привести решение проблемы подачи хопперов непосредственно на подход судна для прямой перевалки зерна.
Мы обсудили некоторые наиболее ярко выраженные тенденции в развитии АСУ элеваторов и зерновых терминалов в ближайшем будущем.
Не все продукты для автоматизации элеваторов и зерновых терминалов, представленные на рынке, имеют описанные выше функции и возможности.
Я считаю, что на сегодняшний день идеальных АСУ не существует - процесс их развития "практически вечен и бесконечен". Однако, создавая такую систему на своем элеваторе, директор и другие ответственные лица должны четко понимать и осознавать, "куда мы идем и что хотим получить в результате".
19 Мая, 2024
Инженер в агропромышленном комплексе - насколько востребована эта профессия?
Современный агробизнес уже давно отошел от плуга и пахаря. Данные о почве, растениях и погодных условиях, необходимые для принятия более обоснованных решений о посадке, орошении и обработке почвы, теперь собирают автоматические датчики, системы управления и беспилотники.
12 Мая, 2024
Центр оценки качества зерна заключил более 280 договоров с аграриями ЛНР
Луганское подразделение Ростовского филиала Федерального центра оценки безопасности и качества зерна и зернопродуктов (Центр оценки качества зерна) заключило более 280 договоров на оказание услуг с сельхозпроизводителями ЛНР. Об этом сообщила Екатерина Грубич-Борисенко, заместитель начальника испытательной лаборатории Луганского подразделения.
17 Апреля, 2024
В КБТУ открылась лаборатория промышленной автоматизации Schneider Electric
В Казахстанско-Британском техническом университете состоялось открытие лаборатории промышленной автоматизации Schneider Electric.
07 Ноября, 2023
В 2022 году рост производства в сельском хозяйстве увеличился на 10,2 %, а экспорт цифровых решений составил 41,2 млрд долларов (3,8 трлн рублей по текущему курсу). Министерство сельского хозяйства продолжит поддерживать внедрение отечественного программного обеспечения и технологий искусственного интеллекта (ИИ) в отрасли с целью импортозамещения.
Разработка и
поддержка
cCube.ru |