25 Апреля, 2024
По поручению президента правительство обновило Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года. Предыдущий документ был утвержден в 2020 году, но новые вызовы, связанные с геополитической ситуацией и усилением санкционного давления, потребовали корректировки целей. Главная из них - устойчивый рост отрасли на 3 % в год. Однако для этого необходима господдержка на уровне 900 миллиардов рублей, а пока финансирование АПК предполагается сократить по сравнению с объемами этого года. Кроме того, есть вопросы по ряду промежуточных целей
В сентябре правительство утвердило Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года, актуализированную по поручению президента Владимира Путина. "Глава государства поставил задачу учесть в ней текущие вызовы и создать условия для расширения отрасли по всем основным направлениям", - напомнил премьер-министр Михаил Мишустин. - Необходимо добиться устойчивого среднегодового роста производства в отрасли на уровне 3%, что потребует финансирования в размере не менее 900 млрд рублей ежегодно".
В ходе обсуждения документа глава Кабинета министров отметил, что отечественные аграрии полностью обеспечивают потребности страны в зерне, растительном масле, сахаре, мясе и рыбе. Однако одной из целей Стратегии является дальнейшее наращивание производства и выполнение всех плановых показателей Доктрины продовольственной безопасности. В частности, нам необходимо увеличить собственное производство молока, картофеля, овощей, фруктов и ягод. Кроме того, Стратегия предусматривает повышение уровня технологической независимости отрасли: переход на отечественные средства производства, в том числе технику, семена, кормовые компоненты, производство которых планируется расширить или запустить. Для укрепления продовольственной безопасности также необходимо повышать урожайность сельскохозяйственных культур, развивать селекцию, создавать новые технологии производства, переработки и хранения продукции.
Согласно базовому сценарию Стратегии, экспорт сельскохозяйственной продукции должен увеличиться с 29,5 млрд долларов в 2024 году до 41 млрд долларов в 2030 году. Согласно оптимистичному сценарию, в 2024 году объем поставок сельскохозяйственной продукции за рубеж составит 30 млрд долларов, а в 2030 году - 47,1 млрд долларов. Чтобы увеличить экспорт более чем в полтора раза, необходимо увеличить поставки продукции с высокой добавленной стоимостью и решить вопросы логистики, уточнила вице-премьер Виктория Абрамченко. "Мы планируем построить более 40 судов для перевозки продукции АПК, а также обеспечить достаточное количество железнодорожных контейнеров и рефрижераторов", - сказала она в ходе обсуждения документа.
Стратегия ставит задачу к 2030 году вовлечь в сельскохозяйственный оборот не менее 13,2 миллиона гектаров земли. Для этого, в частности, планируется развивать мелиорацию и повышать плодородие почв.
Еще одна цель - создание к 2030 году единой цифровой платформы для агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, которая позволит в режиме реального времени получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений, и упростит процесс получения различных видов государственной поддержки для фермеров, считают в правительстве.
Кроме того, Стратегия предусматривает сохранение доли сельского населения и повышение качества его жизни. "Граждане должны иметь всю необходимую инфраструктуру для комфортной жизни в сельской местности, - сказал Абрамченко. - Это дороги, качественное медицинское обслуживание, образовательные и досуговые центры и, конечно, новые возможности для строительства жилья".
Предыдущая Стратегия была утверждена весной 2020 года. Ее первой целью было увеличение доли общей площади благоустроенного жилья в сельской местности в рамках программы комплексного развития сельских территорий. Она также предусматривала увеличение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств. Третьей целью предыдущей Стратегии было увеличение добавленной стоимости в агропромышленном комплексе. В этом направлении перспективы были связаны с технической и технологической модернизацией, развитием мелиорации и повышением эффективности сельскохозяйственного производства. Кроме того, предусматривалось повышение научно-технического уровня АПК за счет развития селекции и генетики, цифровой трансформации АПК, увеличения физического объема инвестиций в агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы. Еще две цели предыдущей Стратегии, ставшие ключевыми направлениями обновленного документа, - увеличение экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия до 45 миллиардов долларов и обеспечение продовольственной безопасности страны.
Своевременное обновление
В обновленной Стратегии учтена экономическая ситуация, сложившаяся в условиях внешнего санкционного давления, сообщается на сайте правительства. Версия 2020 года, принятая в более стабильных условиях и при более открытых рынках, объективно нуждалась в пересмотре, считает Екатерина Гатаулина, ведущий научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы и ВИАПИ имени Никонова. "Условия кардинально изменились: меняются межстрановые отношения, нарушаются или значительно усложняются логистические связи. Санкции затрагивают как импорт технологий, оборудования, ресурсов, используемых в отрасли, так и экспорт продукции АПК, прежде всего традиционной: зерна, масличных культур, - комментирует она. - Финансовые санкции влияют на кредитование, имеющиеся объемы государственной поддержки. Мобилизация затронула часть занятых в агропромышленном комплексе. Нам нужен адекватный ответ на новые вызовы".
Цели новой стратегии
- Сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации.
- Повышение научно-технического уровня агропромышленного комплекса за счет развития селекции и генетики.
- Увеличение произведенной добавленной стоимости.
- Увеличение физического объема инвестиций в агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы.
- Увеличение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса.
- Обеспечение продовольственной безопасности.
- Эффективное вовлечение сельскохозяйственных земель в оборот.
- Цифровая трансформация агропромышленного комплекса.
Когда происходят значительные изменения рыночных условий, а план действий и расстановка приоритетов остаются неизменными, достижение целей ставится под сомнение, считает Анна Буйлакова, аналитик финансовой группы "Финам". Изменение рыночных условий требует адаптации долгосрочной стратегии для достижения поставленных целей. Корректировка выглядит очень своевременной, соглашается она.
Рустам Хафизов, руководитель Инновационно-аналитического центра Группы "Черкизово", придерживается того же мнения. "Стратегия, безусловно, является важным документом, с учетом которого в дальнейшем выстраиваются другие программные документы планирования, регулирования и поддержки отрасли, - отмечает он. - В текущей внешнеэкономической ситуации обновление Стратегии было своевременным: оно учитывает санкционные вызовы и уточняет приоритеты внешней торговли".
Айдар Галяутдинов, генеральный директор УК "Август-Агро", также считает, что обновление Стратегии развития АПК очень актуально. Сейчас все отрасли находятся в неспокойной обстановке: быстро меняется макроэкономическая среда, реструктуризируются многие товарные цепочки, активно идет поиск внутренних резервов для снижения импортозависимости. "Думаю, всем очевидно, что мыслить вчерашними целями и использовать вчерашние инструменты в быстро меняющемся мире больше не нужно, - говорит он. - Сельское хозяйство как ключевая отрасль, обеспечивающая стабильность, безопасность и самодостаточность России, находится в эпицентре этих процессов, поэтому в Стратегии развития агропромышленного комплекса заявлены новые приоритеты".
"Мы считаем своевременным и правильным обновление Стратегии развития АПК с учетом изменений рыночной конъюнктуры и текущих ограничений, - вторит ему Андрей Недужко, генеральный директор агрохолдинга "Степь". - Задачи обеспечения продовольственной безопасности, импортозамещения, цифровой трансформации, развития новых экспортных направлений сегодня становятся еще более актуальными для обеспечения дальнейшего развития АПК".
В условиях резких изменений макроэкономической и геополитической обстановки, несомненно, необходима своевременная корректировка стратегий развития, соглашается с другими респондентами аналитик Института комплексных стратегических исследований Надежда Каныгина. Однако, по ее оценке, проработка этого документа в целом и обоснованность заложенных в него показателей вызывают некоторые сомнения.
Планируемый уровень среднегодового роста сельхозпроизводства - 3%, но это только в целевом сценарии, то есть при увеличении финансирования до 900 млрд рублей в год, отмечает Каныгина. На фоне увеличения финансирования такая цель по росту отрасли совсем не кажется амбициозной, особенно с учетом текущих темпов производства (по данным Росстата, во втором квартале сельхозпроизводство выросло на 2,4% в годовом выражении), рассуждает Каныгина. "В предыдущей версии Стратегии развития с 2020 года среднегодовые темпы роста составляли около 2 %, а в Стратегии 2015 года на период 2022-2030 годов - 3-5,5 %", - сравнивает она. - В текущей версии Стратегии в базовом сценарии, то есть при текущем уровне финансирования, среднегодовые темпы роста определены в диапазоне 1,1-1,5%, что совсем не много. В то же время из документа не очень понятно, как рассчитаны обновленные показатели и насколько они обоснованы, добавляет Каныгина.
Необходимость пересмотра Стратегии вызвана, в том числе, качественными изменениями внешних и внутренних условий функционирования как экономики в целом, так и агропромышленного комплекса в частности. Естественно ожидать, что в документе найдутся ответы на то, как государство планирует отвечать на эти вызовы, учитывая, что они могут носить не только краткосрочный характер, и такой вариант нельзя исключать, отмечает Гатаулина. Необходимо иметь различные сценарии, в том числе и те, которые предусматривают сокращение финансирования, считает она. Однако расчеты в Стратегии приведены только для двух сценариев: базового "при сохранении текущего уровня финансирования госпрограмм Минсельхоза" и более оптимистичного целевого сценария, который предусматривает "достижение среднегодовых темпов роста производства сельскохозяйственной продукции не менее 3% начиная с 2023 года".
"В результате планируемый ответ на вполне реальные вызовы больше соответствует реалиям "прошлой жизни", а местами и противоречит им", - оценивает Гатаулина. Например, одной из заявленных целей является увеличение объема экспорта продукции АПК. Однако даже при оптимистичном целевом сценарии (базовый сценарий не рассчитывался), как следует из показателей, приведенных в приложении к Стратегии, самообеспеченность по всем основным видам продукции планируется ниже 100%, включая основные экспортные товары - зерно (95%), растительное масло (90%), сахар (90%) - на весь период с 2022 по 2030 год. При этом в 2021 году фактическая самообеспеченность по зерну составляла 149,9%, по растительному маслу - 176,6%, по сахару - 100%, сравнивает эксперт. "Вопрос в том, за счет чего мы будем наращивать экспорт, если предполагается, что даже самообеспеченность будет не в полном объеме?", - рассуждает она.
"Стратегия - это видение будущего".
Наталья Шагайда, директор Центра агропродовольственной политики, РАНХиГС
Стратегия - это видение того, как достичь будущего в сельской местности. Для этого сначала необходимо наметить это будущее. Очевидно, что должно было остаться место для дискуссий. Где обеспечить рост, отремонтировать небольшую часть домов или построить несколько новых, увеличить экспорт или вовлечь в оборот неиспользуемые земли и т. д. Но это не дает картины - куда мы идем. Что государство хочет видеть через столько лет в сельской местности и как оно должно этому способствовать? Логично предположить, что оно хочет видеть населенную сельскую местность, достойные места для жизни и заработка в сельской местности, а для этого необходимо развитие территорий, конкурентоспособного сельского хозяйства с использованием квалифицированной рабочей силы, несельскохозяйственных производств. Для каждой группы и территории нужны свои мероприятия, стимулирующие развитие в этом направлении. Национальные цели в целом охватывают все это, но когда от национальных целей переходишь к отраслевым программам, происходит трансформация в гораздо более мелкие области по отношению к текущему состоянию развития сельских территорий. На мой взгляд, создается впечатление, что новый документ в значительной степени консолидировал мероприятия или направления существующих государственных программ. Но сразу хочу сказать, что готовить такого рода документы крайне сложно, требуется много дискуссий, чтобы сформулировать консенсус по поводу будущей картины и целей.
В начале октября министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев в ходе правительственного часа в Совете Федерации сообщил, что текущие объемы производства позволяют удовлетворить внутренний рынок страны, оставаясь в числе крупнейших мировых экспортеров продовольствия. По оценке Минсельхоза, в ряде отраслей в этом году ожидается превышение плановых показателей Доктрины продовольственной безопасности. Так, обеспеченность зерном составит около 159% при плане 95%, растительным маслом - 200% при задании Доктрины 90%, сахаром - 100% при плане 90%. Самообеспеченность картофелем составит 94,3% при плане 95%, овощами - 89,2% при запланированных 90%. Уровень самообеспеченности мясом превысит 100% при плане 85%. Также Россия продолжает планомерно двигаться к достижению контрольного показателя Доктрины по молоку. "Целевой показатель - 90%, в этом году мы сделаем 84,3%", - сказал Патрушев. Хуже всего обстоят дела с фруктами и ягодами: самообеспеченность в этом году может составить всего 44% при целевом показателе Доктрины в 60%.
Например, согласно проекту федерального бюджета, планируется сократить финансирование федерального проекта "Экспорт продукции АПК" с 63 миллиардов рублей в 2022 году до нуля в 2025 году, указывает Гатаулина. "Как это повлияет на выполнение задачи по увеличению экспорта продукции АПК, непонятно", - комментирует она. Проект бюджета также предполагает сокращение поддержки агроэкспорта в 2023 году до 50,8 млрд рублей, тогда как изначально на эти цели планировалось направить 80,3 млрд рублей; в 2024 году - 70,9 млрд рублей против ранее запланированных 98 млрд рублей. На момент подготовки этой статьи бюджет еще не был утвержден, поэтому, возможно, его параметры еще будут пересмотрены. Достижение цели по экспорту продукции АПК на $45 млрд в 2020 г. уже перенесено с 2024 на 2030 г., напоминает Каныгина, теперь в Стратегии, согласно базовому сценарию, в 2030 г. будет только $41 млрд.
Есть вопросы и по многим другим целям обновленной Стратегии, продолжает она. Например, в период 2022-2030 годов не ожидается значительного повышения уровня самообеспеченности фруктами и ягодами, а также молоком и молочными продуктами. "Если в 2022 году самообеспеченность оценивается в 42,4 % и 84,2 % соответственно, то к 2030 году, согласно Стратегии, мы выйдем на показатели всего 43,2 % и 85 %, - сравнивает она. - И по этим категориям продуктов мы значительно отстаем от норм Доктрины продовольственной безопасности, в том числе". Соответственно, непонятно, планирует ли Минсельхоз какое-либо существенное развитие этих направлений".
По словам Буйлаковой, в обновленной версии Стратегии импортозамещению уделяется повышенное внимание как одному из ключевых направлений развития. "Учитывая высокую зависимость некоторых сегментов АПК от импорта семян, племенного материала и технологий, а также неопределенность в отношении устойчивости поставок из-за рубежа, развитие собственных компетенций в АПК выглядит одним из важнейших направлений обеспечения стабильности отрасли в долгосрочной перспективе", - отмечает она.
Стратегические риски для отрасли
Внешнеполитические риски, которые могут привести к ограничению потенциала развития отечественного сельского и рыбного хозяйства, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры, применением санкций со стороны иностранных государств, негативно влияющих на международную торговлю. Риски в судостроении, связанные с поставкой импортного судового оборудования, не имеющего аналогов в России. Экономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней экономической ситуации, снижением экономической конъюнктуры в России, уменьшением количества иностранных инвесторов в стране.
Гатаулина обращает внимание на разную масштабность целей Стратегии: повышение научно-технического уровня АПК, вовлечение сельхозземель в оборот, цифровая трансформация - по сути, это средства достижения главных целей, которыми, безусловно, являются обеспечение продовольственной безопасности и увеличение экспорта. При этом на первом месте в тексте стоит задача сохранения доли сельского населения в общей численности населения России. "Это не стратегическая цель, а скорее один из целевых индикаторов, выражающих настоящую цель - устойчивое комплексное развитие сельских территорий", - комментирует она.
По ее мнению, более адекватно, на стратегическом уровне, цели сформулированы в главе "Общие положения", где, однако, они указаны как причина разработки Стратегии. Согласно документу, целями разработки и реализации Стратегии являются: обеспечение долгосрочного и перспективного развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов; импортозамещение важнейших видов сельскохозяйственной продукции; укрепление продовольственной безопасности; развитие новых направлений экспорта; эффективное управление землями сельскохозяйственного назначения, в том числе вовлечение их в оборот; цифровая трансформация с учетом текущих внешнеполитических и экономических рисков. Цели должны быть более конкретизированы, считает эксперт.
По словам г-на Галяутдинова, цели, обозначенные в Стратегии, одинаково важны, поскольку они взаимосвязаны - речь идет о комплексных задачах. "Если мы говорим об увеличении производства сельскохозяйственной продукции, то нельзя отбрасывать меры по вовлечению в сельскохозяйственный оборот новых территорий, повышению их плодородия или сохранению доли сельского населения", - говорит он. Недужко также считает, что каждая из целей Стратегии важна и отвечает текущим потребностям агропромышленного комплекса. В то же время их достижение во многом будет зависеть от уровня целевой государственной поддержки, подчеркивает он.
Для производителей остро стоит заявленная цель "Повышение научно-технического уровня агропромышленного комплекса за счет развития селекции и генетики". Это направление требует серьезных системных сдвигов на государственном уровне, уверен топ-менеджер. Создание и доступность отечественных высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных способны вывести отрасль на качественно иной уровень, увеличить объемы производства и снизить издержки, считает он.
Развитие генетики и селекции необходимо для дальнейшего снижения зависимости от иностранных поставщиков, подтверждает Хафизов. "И неважно, дружественные это страны или недружественные, эти потребности должны быть постепенно и системно импортозамещены", - подчеркивает он. По его словам, вопросы технологической поддержки агропромышленного комплекса также являются приоритетными. В Стратегии прямо говорится о необходимости локализации отечественного производства, например, оборудования для кондиционирования и вентиляции (доля импорта составляет около 50%), программного обеспечения и управления (импорт также составляет около 50%), станков (около 25%), оборудования для комбикормовых заводов (30%). Среди рисков также справедливо отмечены недостаточные поставки оборудования и запасных частей к нему, упаковочных материалов, а также отдельных компонентов (витаминов, аминокислот, минералов), добавляет Хафизов.
"Это вызовы, с которыми нужно работать и принимать программы и подпрограммы для развития конкретных направлений, - считает он. - Например, в продолжение Стратегии необходимо сформировать федеральные научно-технические программы по направлениям сельскохозяйственной техники и оборудования". По мнению Хафизова, важным вопросом является подготовка востребованных кадров и создание комфортных условий для жизни и работы специалистов. "Необходимо значительно увеличить финансирование этих программ, в частности программы комплексного развития сельских территорий", - сказал он.
Галяутдинов продолжает: "В годы избыточных урожаев возможность поставок сельхозпродукции на внешние рынки позволит аграриям работать с прибылью, вкладывать средства в обновление и расширение производственных мощностей", - комментирует он.
Цели развития "Август-Агро" полностью совпадают с целями Стратегии. По словам Галяутдинова, компания является участником многих мероприятий, запланированных в документе, таких как развитие рынка труда и благоустройство сельских территорий, использование ресурсосберегающих технологий земледелия и высокопроизводительной техники, развитие мощностей по хранению и переработке сельскохозяйственного сырья, вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель и многие другие.
Стратегия развития агрохолдинга "Степь" также во многом совпадает с целями, обозначенными в Стратегии развития АПК, говорит Недужко. "Мы видим значительный потенциал развития в цифровизации отрасли и являемся одним из лидеров по внедрению цифровых технологий и автоматизации производственных процессов, - говорит он. - На протяжении нескольких лет наш агрохолдинг реализует программу импортозамещения, направленную на снижение зависимости от иностранной сельхозтехники и запчастей, семян, посадочного материала и средств защиты растений".
Кроме того, "Степь" инвестирует в селекционную работу и уже вывела новый сорт озимой пшеницы Система в партнерстве с "Щелково Агрохим ", делится топ-менеджер. "Мы давно занимаемся селекционной работой в молочном животноводстве, развиваем собственное материнское племенное ядро, хозяйства компании имеют статус племенных", - добавляет он. Одним из ключевых направлений развития "Степи" также является экспорт сельскохозяйственной продукции: компания поставляет зерно и нишевые культуры на Ближний Восток, в Африку и Азию и входит в число крупнейших экспортеров на начало сезона 2022/23.
Агропромышленный комплекс нуждается в модернизации
Несмотря на высокие темпы строительства и модернизации животноводческих объектов, около половины молока производится на молочных фермах с уровнем износа более 60%, говорится в Стратегии. По данным региональных органов управления АПК, 40% яиц производится на птицефабриках с уровнем износа от 40 до 60%, 30% яиц - на птицефабриках с уровнем износа более 60%. По данным Росстата, степень износа основных фондов в целом по пищевой промышленности с 2017 по 2020 год увеличилась с 46,7 до 51,6%, в том числе машин и оборудования - с 58,3 до 62,3%, производства напитков - с 61,1 до 64,1%, в том числе машин и оборудования - с 72,8 до 75,2%. Необходима модернизация, а также строительство новых предприятий, соответствующих требованиям передовых промышленных зарубежных технологий, что создаст предпосылки для роста производства и обеспечит возможность экспорта продукции АПК, отмечают авторы Стратегии. Однако в документе не уточняется, как именно в этом направлении должна улучшиться ситуация к 2030 году.
Недужко выделяет стратегическую задачу по сохранению и восстановлению плодородия почв, которая является одним из важнейших направлений политики агрохолдинга. Земельные ресурсы - основа сельского хозяйства, бережное и ответственное отношение к земле - неотъемлемая часть работы агрохолдинга, подчеркивает он. "Благодаря использованию современных, в том числе влагосберегающих, агротехнологий, агродронов, почвенных инжекторов, реализации лесомелиоративных проектов, мы минимизируем воздействие на окружающую среду, защищаем почву от эрозии, сохраняем ее плодородие", - говорит он.
В конце сентября вице-премьер Виктория Абрамченко заявила, что правительство планирует сохранить все меры поддержки агропромышленного комплекса, так как он является одним из флагманов экономического развития. При этом в Стратегии не рассматривается наиболее реалистичный сценарий сокращения финансирования, тогда как он уже отражен в проекте федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, отмечает Гатаулина. "Согласно проекту федерального бюджета, финансирование Госпрограммы развития сельского хозяйства уже сокращается по сравнению с 2022 годом: на 31,2 млрд рублей (-8,3%) в 2023 году, на 44,8 млрд рублей (-12%) в 2024 году и на рекордные 136,8 млрд рублей (-36,4%) в 2025 году", - сравнивает она. Планируемое сокращение федерального финансирования затронет основные статьи поддержки, указывает Гатаулина, добавляя, что отрасли будет проблематично получить финансирование на уровне 900 млрд рублей, которое, по расчетам авторов Стратегии, необходимо для обеспечения роста в 3%.
Помимо сокращения финансирования экспортных проектов, в частности, планируется сократить объем субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК на 5 млрд руб. в 2023 и 2024 годах. Проект бюджета предусматривает сокращение государственной поддержки лизинговых организаций на 13,3 млрд руб. в 2023 г. и на 9,2 млрд руб. в 2024 г.
Прогнозируемые расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий Государственной программы развития агропромышленного комплекса могут составить 344,75 млрд руб. в 2023 г., 331,15 млрд руб. в 2024 г. и 239,16 млрд руб. в 2025 г. По сравнению с расходами, утвержденными законом о федеральном бюджете на 2022 г. и на плановый период 2023-2024 гг., предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на 40 млрд руб. (13,1%) в следующем году и на 4,2 млрд руб. (1,3%) в 2024 году. При этом по сравнению с показателями сводной бюджетной росписи на 1 сентября 2022 года господдержка отрасли будет сокращена, говорится в заключении профильного комитета Госдумы на проект бюджета. Показатели ниже, чем предусмотрено паспортом Госпрограммы развития сельского хозяйства: в 2023 году - на 32,7 миллиарда рублей (8,7%), в 2024 году - на 46,2 миллиарда рублей (12,2%), в 2025 году - на 61,5 миллиарда рублей (20,5%), сравнивают депутаты. "При этом часть финансирования мероприятий Государственной программы развития агропромышленного комплекса предусматривается в законопроекте за счет ожидаемых поступлений в федеральный бюджет от уплаты вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры", - подчеркивают они.
Как следует из проекта бюджета, одним из значимых источников финансирования госпрограмм Минсельхоза являются доходы от экспортных пошлин на зерно (на 2023 год - 220 млрд рублей), добавляет Гатаулина. "Однако их еще нужно получить, что вызывает сомнения в условиях скрытых барьеров на пути экспорта российского зерна", - заключает она.
12 Мая, 2024
Высокие технологии на земле. Почему сельское хозяйство по-прежнему не зависит от цифровизации?
С началом пандемии сельскохозяйственные компании, в отличие от компаний других отраслей, не стали массово переводить сотрудников на удаленную работу, оцифровывать производство и создавать десятки совещаний в день в Zoom.
11 Апреля, 2024
Заготовка кормов в регионах входит в активную фазу
У животноводов наступил ответственный момент - началась кормозаготовительная кампания. Самый сложный период - зимовка скота - зависит от качества кормов и сроков завершения кормозаготовки.
15 Января, 2023
IT-технологии являются мощным инструментом повышения эффективности предприятий и, как следствие, их прибыльности и конкурентоспособности. Они вносят значительный вклад в повышение качества продукции и улучшение условий труда граждан
02 Сентября, 2022
Новый этап в строительстве Купинского элеватора
Первое зерно планируется засыпать в строящийся элеваторный комплекс уже этой осенью.
Разработка и
поддержка
cCube.ru |