Автоматизация и термометрия
объектов сельского хозяйства

Нам нужен индикатор цен на рынке пшеницы, которому все будут доверять

05 Июля, 2021

Гендиректор ОЗК: нужен индикатор рыночной цены на пшеницу, которому будут доверять все

Вопрос о необходимости введения биржевой торговли зерном в Российской Федерации, формирования прозрачных и понятных правил игры с адекватными ценовыми индикаторами и хеджирования рисков обсуждается уже много лет. Предпринимавшиеся ранее попытки пока не принесли эффективных результатов и не оказали существенного влияния на ситуацию на рынке.

В конце прошлого года Объединенная зерновая компания (ОЗК) включилась в процесс формирования прозрачного рынка зерна. Первым шагом стали электронные торги, в этом году компания намерена сделать упор на развитие биржевой торговли.

В то же время ОЗК продолжает наращивать перевалочные мощности и экспорт зерна, а также вплотную приблизилась к внедрению маршрутных перевозок зерна, о которых на российском зерновом рынке говорят уже много лет.

Генеральный директор ОЗК Дмитрий Сергеев рассказал в интервью о том, как ОЗК планирует развивать биржевую торговлю зерном, когда запустит маршрутные перевозки зерна и что предполагает партнерство с Demetra-Holding и Росморпортом.

- В конце прошлого года компания объявила о запуске электронных торгов зерном, объяснив это необходимостью создания прозрачного зернового рынка. Что показала эта практика? Почему было принято решение прекратить торги?

- Необходимость навести порядок на российском зерновом рынке и сделать его прозрачным назревала давно. Поэтому введение подобных аукционов было лишь вопросом времени. И, как показала практика, мы выбрали правильное направление.

Да, в начале декабря прошлого года мы предложили рынку электронные торги - электронные торги в формате аукциона по закупке пшеницы на базе СРТ Новороссийск. Их проводило торговое подразделение Группы ОЗК - ООО "ОЗК-Юг". В результате с 1 декабря прошлого года по 19 марта текущего года было заключено контрактов с сельхозпроизводителями почти на 2,3 млрд рублей и закуплено более 126 тыс. тонн пшеницы 3-5 классов.

Среди очевидных преимуществ аукционов - надежность организатора, невмешательство в ценообразование извне, торги в автоматическом режиме, когда акцептом является окончание времени аукциона, а цена открытия следующего дня равна цене закрытия предыдущего дня.

Практика показала, что аукционы состоялись, интерес рынка к ним очевиден, а главное - российские сельхозпроизводители получили надежный канал сбыта своей продукции, надежного покупателя и отсутствие каких-либо договоренностей за спиной. Поэтому следующим логичным шагом стал переход к биржевой торговле.

- Как идет подготовка к ним? В чем преимущество этого механизма? Сколько зерна планируется закупить на бирже?

- По итогам аукционов мы отметили важную для нас тенденцию: чистая торговля уходит в прошлое. Современные реалии говорят об отказе от чисто посреднической функции, трейдеры должны быть готовы к минимальной марже и зарабатывать не на ценовом риске, а на логистике, способности дать продавцу справедливую, экономически обоснованную цену в любой момент, независимо от текущей ситуации.

На Петербургском международном экономическом форуме в начале июня мы подписали соглашение с Московской биржей. Совместная работа будет направлена на развитие биржевого рынка сельскохозяйственной продукции, расчетной и поставочной инфраструктуры, на повышение привлекательности и популяризацию биржевых инструментов среди сельхозпроизводителей, экспортеров зерна и зернотрейдеров.

- Каков механизм аукциона?

- Его продолжительность составляет 30 минут: первые 10 минут - английский аукцион, когда начальная цена равна значению конечной цены предыдущего аукционного дня, покупатели могут подавать заявки на понижение цены. Вторые 10 минут - голландский, когда цена на лоты, не заявленные к покупке, шаг за шагом равномерно поднимается до максимального уровня, установленного на аукционе. И третьи 10 минут - английский аукцион: покупатели могут подавать заявки на понижение цены, победителями становятся те, кто предложил лучшую цену и раньше по времени относительно других участников торгов.

По результатам аукциона будут заключены договоры мены с поставкой СРТ Новороссийск в течение 15 дней автомобильным транспортом и 45 дней железнодорожным. При этом победитель аукциона - продавец - получит возможность изменить базис поставки с CPT на FCA в соответствии с заранее опубликованными тарифами, т.е. фактически переложить логистику на покупателя.

Заявленный объем на начало аукциона - 8 тыс. тонн в сутки, из них 3 тыс. тонн для поставок автомобильным транспортом, 5 тыс. тонн - железнодорожным. Базисный актив - пшеница 4-го класса, протеин не менее 12,5%.

- Национальная товарная биржа традиционно будет оператором торгов?

- Да, НТБ(входит в группу "Московская биржа"), с которой у нас есть положительный опыт сотрудничества по продаже зерна из федерального интервенционного фонда. Клиенты Группы ОЗК и НТБ смогут принять участие в аукционах, что позволит создать необходимую ликвидность. В дальнейшем практика проведения подобных аукционов может быть распространена на другие зерновые культуры и базисы поставки.

К настоящему моменту правила проведения торгов уже согласованы и утверждены, и о начале торгов будет объявлено в ближайшее время.

Запуск торгов позволит сформировать рыночный индикатор стоимости российской пшеницы, который можно будет использовать для расчетов по инструментам срочного товарного рынка - форвардным и фьючерсным контрактам.

- Компания подписала соглашение с Россельхозбанком. Что оно предусматривает?

- Мы договорились с Россельхозбанком о разработке инструментов хеджирования рисков. Прежде всего, речь идет о выводе на рынок принципиально нового инструмента хеджирования цены актива, в котором заинтересованы все участники рынка - и российские сельхозпроизводители, и мукомольные предприятия, и экспортеры зерна. Речь идет о беспоставочном (расчетном) форвардном контракте на зерно.

Он предполагает, что в момент заключения контракта стороны определяют цену на товар на конкретную дату в будущем, а расчет прибыли или убытка от контракта в момент его исполнения будет зависеть от разницы между контрактной ценой и рыночной стоимостью пшеницы, сформированной по результатам аукционов, проводимых Группой ОЗК на дату исполнения контракта. Такой форвард позволит участнику рынка зафиксировать приемлемый уровень цены и снизить риск ее неблагоприятного изменения. В случае изменения цены убыток от изменения стоимости пшеницы будет компенсирован прибылью по форвардному контракту.

Принципиальным отличием данного инструмента от других является его привязка к рыночной цене на товары внутреннего рынка, которая определяется по результатам реальных торгов и заключенных сделок в рублях.

На наш взгляд, все это будет способствовать решению одной из приоритетных задач зерновой отрасли - обеспечению участников зернового рынка надежными и современными инструментами для управления рисками, связанными с волатильностью цен на зерновые культуры.

- Планируете ли вы расширить использование индикаторов спотового рынка?

- В ближайшие два года совместно с Московской биржей мы планируем ввести в обращение в рамках фьючерсной секции беспоставочный (расчетный) фьючерс на пшеницу, цена исполнения фьючерсного контракта которого будет привязана к результатам биржевых торгов по закупкам пшеницы на НТБ. Мы видим, что спрос на этот инструмент со стороны участников рынка есть, и сейчас биржа прорабатывает его возможную конфигурацию.

Одним из важных условий его реализации, помимо запроса покупателей, является формирование прозрачного и постоянно рассчитываемого индикатора рыночной цены на пшеницу, которому будут доверять участники рынка. Но говорить о конкретных механизмах пока рано.

- Сколько зерна компания экспортировала в 2020/2021 сельскохозяйственном году? Какова география экспорта? Появились ли новые рынки сбыта? Каков прогноз экспорта на следующий сезон?

- В прошлом сезоне мы экспортировали 2,9 миллиона тонн зерна. Таким образом, мы превысили наш прогноз по увеличению экспорта до 2,6 миллиона тонн.

География экспорта по сравнению с 2019/2020 сельскохозяйственным годом не изменилась. Около 860 тысяч тонн пшеницы было поставлено в Египет, около 220 тысяч тонн отправлено в Бангладеш. Лидерами по закупкам также являются Йемен, Иран, Вьетнам и Иордания, каждая из этих стран приобрела более 100 тысяч тонн зерна. Также были осуществлены поставки в Кению, Филиппины, ЮАР, Пакистан и Уганду.

Планы по экспорту на предстоящий сельскохозяйственный год будут во многом зависеть от конъюнктуры рынка. Но в целом мы ориентируемся на сопоставимые показатели.

- Какие конкретно проекты планируется реализовать в рамках соглашения с "Деметра-Холдинг" и "Росморпортом", которое, как сообщалось, направлено на реализацию инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры, необходимой для организации перевалки зерновых грузов в морских портах России?

- На наш взгляд, это одно из знаковых партнерств в агропромышленном комплексе за последние годы. ОЗК - единственная в отрасли инфраструктурная компания с государственным участием, и одним из ее приоритетов является модернизация портовых терминалов.

Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП) - наш ключевой портовый актив, на котором в настоящее время реализуется инвестиционная программа, направленная на его глубокую модернизацию. Стратегическое партнерство с "Деметра-Холдинг" и "Росморпортом" как раз и закрепляет намерения сторон сотрудничать в области развития порта и портовой инфраструктуры.

Проект, о котором идет речь в трехстороннем соглашении, предусматривает строительство нового причала № 3А в морском порту Новороссийск в виде двухстороннего причала в голове существующего причала № 3. Данный проект включен в федеральный проект "Морские порты России" транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

В интересах ОЗК также планируется строительство новой зерновой галереи с территории НКХП и организация нового причала № 22А на причале № 3А. Строительство нового причала и модернизация инфраструктуры товарного экспорта должны привести к увеличению общей перевалочной мощности терминалов более чем в полтора раза.

Уверен, что совместная работа не только обеспечит комплексное развитие инфраструктуры российского зернового рынка, но и повысит конкурентоспособность российской пшеницы на мировых торговых площадках". Предполагаемый объем инвестиций, капитальных затрат на строительство причала еще предстоит рассчитать по результатам проектирования.

- Как реализуется проект по организации маршрутных перевозок зерна? На какие объемы перевозок планирует выйти компания и к какому сроку?

- Этот проект также напрямую связан с модернизацией НКХП, а точнее, с реконструкцией железнодорожных путей Верхнего парка. В настоящее время зерновой поезд, направляющийся на НКХП, на первом этапе поступает на выставочные пути общего пользования узловой станции Новороссийск. Затем он делится на так называемые "полукормушки" по 25 вагонов в каждой, после чего попадает на территорию комбината.

Наша задача - провести реконструкцию таким образом, чтобы поезда сразу попадали на НКХП, минуя станцию Новороссийск. В результате мы сможем принимать все поезда с маршрута сразу на территорию предприятия, исключая их скопление и застой на выставочных путях. Для этого планируется удлинить собственные железнодорожные пути НКХП с 8,5 км до 12,5 км. Также необходимо электрифицировать их на территории комбината и в Верхнем парке, что позволит пустить по маршрутам магистральные электровозы.

Чтобы обеспечить загрузку всей этой модернизированной инфраструктуры, мы договорились с рядом элеваторов, которые уже готовы отправлять зерновые маршруты на НКХП. Это станции в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах, откуда мы планируем отгружать по одному маршруту в день в 2021/2022 годах. Окончательный объем отгрузок будет зависеть от рыночной конъюнктуры.

Мы заинтересованы в принятии маршрутов от любых грузоотправителей и готовы сделать это как можно быстрее и эффективнее.

Первые маршруты по новой схеме должны быть запущены уже в этом сельскохозяйственном году. На начальном этапе мы планируем до двух маршрутов в день. В настоящее время мы ожидаем государственной экспертизы проектной документации по техническому присоединению к сети железных дорог ОАО "РЖД". После этого мероприятия по техническому присоединению будут включены в инвестиционную программу Северо-Кавказской железной дороги.

В результате по завершении программы мы планируем увеличить среднесуточный оборот вагонов-зерновозов с нынешних 150-180 до 400-500 вагонов и значительно сократить время их простоя. Это позволит нам увеличить пропускную способность железнодорожной приемки до четырех маршрутов в сутки. Но пока это планы, которые во многом зависят от ОАО "РЖД".

- На протяжении многих лет ОЗК выступала в качестве государственного агента по управлению интервенционным фондом зерна. Утратил ли интервенционный механизм свою актуальность в рыночных условиях? Как вы относитесь к идее Минсельхоза создать на базе этого фонда новый - фонд продовольственного зерна для обеспечения мукомольных предприятий пшеницей и рожью в период рыночной волатильности?

- Очевидно, что интервенционный фонд не потерял своей актуальности и сегодня. Я согласен с Минсельхозом, что главная задача фонда - не просто формирование запасов зерна, а регулирование зернового рынка в целом.

Как отметил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев на Петербургском форуме, сейчас активно прорабатывается вопрос о создании интервенционного фонда зерна как проверенного механизма сдерживания цен. Так, в условиях влияния высоких мировых цен на внутренний рынок и возникновения рисков для переработчиков, зерно можно будет продавать из резервов фонда.

Материалы по теме

15 Мая, 2024

Сможет ли робот выполнять вашу работу? Технический прогресс в сельском хозяйстве

Автоматизации труда боятся уже два века: но она не только уничтожает рабочие места, но и создает их

 

11 Мая, 2024

Классификация и виды хранилищ для товарного зерна, зернопродуктов и семян

Хлеб на всех этапах развития человеческого общества был главным богатством любого государства. Не изменилась ситуация и в современную эпоху. Такое значение хлеба в истории цивилизации не случайно.

 

05 Мая, 2024

Элеватор Буранный. Как пройти путь от хлебоприемного пункта до современного зернохранилища?

Элеваторы - сугубо утилитарные сооружения, хотя у них есть своя уникальная эстетика. Их силосные башни трудно спутать с другими сооружениями.

 

01 Мая, 2024

Как будут работать элеваторы в новом сезоне?

Системы автоматизации элеваторов и зерновых терминалов позволяют ускорить приемку и отгрузку зерна, исключить человеческий фактор и контролировать сотрудников на всех этапах работы зернового предприятия.

 

Блог

 

лого GrainAutomation в футере

Дизайн-студия cCube. Разработка и поддержка сайтов
Разработка и поддержка
cCube.ru