Автоматизация и термометрия
объектов сельского хозяйства

Как автоматизированные системы агробизнеса контролируют продукцию от поля до корабля?

20 Апреля, 2024

Kак автоматизированные системы агропредприятий контролируют продукцию «от поля до судна»

Постоянно общаясь с инвесторами и руководителями сельскохозяйственных предприятий, связанных с выращиванием зерна, элеваторами и торговлей зерном, мы заметили интересную тенденцию: все, от фермеров до руководителей и инвесторов агрохолдингов, хотят прозрачности своих бизнес-процессов и четкого понимания того, где, что и почему они теряют. Агробизнес находится в постоянном поиске решений - как остановить потери и повысить свою эффективность.

Все приходят к единому мнению: необходимо контролировать и учитывать количество и качество зерна по всей логистической и производственной цепочке, более того, они уже хотят иметь такой контроль.

Как такая система может быть реализована на практике сегодня?

Для реализации такой схемы необходима " сквозная" система учета и управления - "от поля до корабля".

Сегодня уже есть решения, позволяющие организовать такую "сквозную" систему, и, что особенно приятно, компании, разрабатывающие различные программные и аппаратные решения, смогли "подружиться" и интегрировать их друг с другом.

В этой статье мы рассмотрим, на каких этапах такой производственной цепочки следует использовать средства автоматизации.

О борьбе с хищениями написано уже немало статей. Одним из основных пунктов, направленных на борьбу с этим явлением, является: постоянный и прозрачный учет продукции на каждом этапе, контроль действий персонала и исключение неправомерных и ошибочных решений. Для этого все решения в стандартных ситуациях должны приниматься системой управления автоматически, максимально исключая влияние человека.

Итак, давайте начнем с уборки на месте.

Как определить, сколько тонн комбайн погрузил в кузов автомобиля во время уборки урожая?

Возможно, это покажется кому-то удивительным, но подобные решения уже внедряются на нашем рынке.

Небольшие весы, прикрепленные к шнеку комбайна, позволяют измерять вес обмолоченного продукта при загрузке его в зерновоз.

Мобильное приложение для экспедиторов или полевых бухгалтеров позволяет автоматически сформировать и распечатать ТТН, с которым водитель отправляется в поездку. Эти же данные можно передать в офис (бухгалтерию), где они будут использованы для оформления бумажного ТТН для водителя, или непосредственно в учетную систему элеватора, на котором перевозится зерно. Сотрудники элеватора, зернового терминала или зернового склада не будут вводить данные из накладной вручную, а только проверят их, что само по себе сокращает время обработки машинами и снижает роль "человеческого фактора".

Не будем забывать еще о нескольких моментах, которые очень хорошо описаны в статье "Закон о перегрузках: плюсы, минусы и реакция рынка":

От поля (фермерского зернохранилища) до элеватора

GPS-трекеры могут использоваться для мониторинга зерновозов с момента погрузки в поле или на зерновом складе до элеватора. Это позволяет контролировать маршрут движения и отсутствие незапланированных остановок. Современные решения могут быть интегрированы с различными GPS-системами для мониторинга движения транспорта.

Этот способ не исключает кражи во время транспортировки, но значительно усложняет ее.

Оптимизация логистики на элеваторе при приеме автомобилей складских компаний

Чтобы повысить эффективность этого бизнес-процесса, необходимо решить две проблемы:

Управление внешней очередью транспорта на элеваторе (внешняя логистика)

Такой подход позволит сократить время простоя транспорта складской компании и расходы на его транспортировку и, как следствие, повысит привлекательность данного элеватора в их глазах.

С другой стороны, элеватор получит организованную и спланированную работу, понимая, какая культура, кем и когда будет завезена к нему в ближайшее время.

Организация такой очереди крупными агрохолдингами на собственных элеваторах и перевозка продукции собственным транспортом формирует плановую работу, сокращает время простоя и, как следствие, повышает эффективность всей логистики.

Сокращение времени на техническое обслуживание каждой машины

Увеличить количество обслуживаемых на элеваторе машин можно двумя способами: увеличить количество пунктов приема и/или сократить время обслуживания одной машины.

Это все понятно про увеличение точек приема машин, но давайте немного поговорим о снижении времени обработки на одну машину.

Внедрение систем управления внутренней логистикой транспорта, одновременно с обменом информацией с системой учета и управления движением товара внутри элеватора действительно позволяет сократить время обслуживания одной машины до 9-10 минут.

Это достигается за счет:

Опыт внедрения и эксплуатации подобных систем показал, что количество обрабатываемых элеватором зерновозов увеличилось со 100 до 150 машин в день и, в среднем, позволило увеличить доход элеватора на 7-15 $ за тонну, в зависимости от перерабатываемой культуры. А при среднем весе автомобиля в 25 тонн доход компании в пиковый день возрастает с 8750 до 18750 долларов.

В этом случае все данные о машине (номерной знак, номер ТТН, культура, водитель, вес и т. д.) из ТТН, сформированной в поле (при выгрузке из комбайна) или на зерновом складе фермера при загрузке машины, автоматически вносятся в учетную систему элеватора. Это происходит через специализированное мобильное приложение или когда штабелер вводит машину во внешнюю электронную очередь.

Когда водитель подъезжает к воротам элеватора в назначенное время, он получает уже подготовленную для него RFID-метку и, не простаивая полдня в очереди в зоне ожидания, сразу же приступает к выполнению бизнес-процесса.

В этом случае оператор КПП не вводит все данные вручную с бумажной ТТН, пытаясь разобрать чужой почерк, а просто сверяет информацию из нее с уже введенной в систему.

Назначение RFID-метки:

Система ACS "проводит" автомобиль с RFID-меткой через всю технологическую цепочку, разрешая проезд путем открытия шлагбаумов или светофоров, которыми она управляет.

Давайте рассмотрим этот процесс шаг за шагом

Более того, любое действие в системе автоматически фиксирует время выполнения операции, фото- или видеосъемку этого события. Модули распознавания номерных знаков часто используются на весах и в лаборатории для сравнения номеров с теми номерами, которые привязаны к идентификатору (ТТН), чтобы не допустить подмены автомобилей.

Автоматизация процесса приемки значительно сокращает временные затраты, ускоряет взвешивание, лабораторные анализы, снижает влияние человеческого фактора и, соответственно, уменьшает количество ошибок. Снижаются затраты на содержание весовщиков, а на некоторых предприятиях и постов охраны, которые составляют 250-300 тыс. грн. в год на один пост.

Управление технологическими процессами на элеваторе

Отдельно мы поговорим об автоматизации работ, связанных с технологическими процессами (АСУ ТП) подготовки и хранения зерна.

Автоматизация этих процессов очень важна. Ее задача - правильно и быстро принять решение об отправке следующей партии на очистку, сушку и т. д. Автоматизированная система управления технологическим процессом принимает решение только на основе объективных данных - результатов лабораторных анализов, исключая человеческий фактор и ошибки управления.

Например: Содержание влаги в зерне определяется как превышающее норму. Это значение автоматически вводится в автоматизированную систему управления технологическим процессом, которая сама принимает решение и отправляет его на сушку. Сотрудник в этом процессе не участвует, так как решение очевидно и не нуждается в "человеке". Машина поступает в бункер, и там все перевозчики "знают", что зерно с этой машины отправлено на сушку. После этого происходит пересчет зачетного веса зерна, и итоговый вес "уходит" в учетную систему. Таким образом, манипуляции с качеством зерна на этом этапе технологического процесса исключены.

Также система управления должна учитывать энергозатраты элеватора на выполнение каждого этапа технологической цепочки.

Например, зная, сколько зерна и с какой влажностью поступило и вышло из сушилки, а также расход энергии на этот процесс, можно отслеживать эффективность ее работы и искать пути повышения энергоэффективности того или иного технологического процесса.

Аналогично для всех остальных процессов, связанных с подготовкой и хранением зерна на элеваторе.

Учет и контроль зерна на этапах от элеватора до судна

Что касается учета хранения и переработки зерна, то это достаточно тривиальный процесс, отработанный во многих существующих АСУ, и мы не будем на нем останавливаться.

При транспортировке зерна с линейных элеваторов на портовые зерновые терминалы в большинстве случаев используется железнодорожный транспорт.

Сегодня существуют готовые программно-аппаратные модули, позволяющие вести учет погрузки зерна в вагоны.

Хотелось бы немного остановиться на вопросах быстрого и правильного оформления документов и ускорения обслуживания вагонов при приеме/передаче их в УЗ для перевозки, а также о контроле смещения в движении и своевременной доставке хопперов на зерновой терминал.

Сотрудники, занимающиеся подготовкой вагонов к отправке (погрузка, взвешивание, пломбирование и т. д.), несмотря на то, что работают "в поле", должны иметь средства доступа к учетной системе элеватора. Оптимальным вариантом для них опять же является использование специализированных мобильных приложений в смартфоне. С помощью таких приложений можно автоматизировать работу сотрудников в собственной АСУ и работать с "Укрзализныцей" на всех этапах: погрузка, транспортировка и контроль дислокации вагонов, выгрузка, подготовка всех необходимых документов для УЗ.

Быстрая обработка вагонов (погрузка, опломбирование) и подготовка необходимых документов для УЗ, особенно для крупных компаний, перевозящих зерно в поездах, позволяет экономить на арендной плате. Компания платит УЗ за фактическое время использования вагонов, а не за время простоя, когда вагоны стоят на станции в ожидании сотрудников, ответственных за их осмотр, проверку пломб и т. д., чтобы провести осмотр, вернуться в офис и оформить все документы на поезд. Мобильное приложение позволяет сделать все прямо на станции в момент осмотра вагона, тем самым сэкономив время и деньги.

Также существует специализированный сервис УЗ "Прямой _ УЗ", который помогает организовать доставку составов с зерном в порт непосредственно под швартовку судна, избегая лишних затрат на хранение и перевалку зерна сначала на зерновой терминал, а затем на судно.

Процесс погрузки зерна на корабль можно разделить на три части:

  1. Физическая перегрузка зерна, уже хранящегося на зерновом терминале, на судно.
  2. Организовывать работы в случае необходимости прямой перегрузки из вагонов и автомобильного транспорта в трюм.
  3. Подготовка и оформление всех документов по данной сделке (качество зерна, разрешения, таможенные, налоговые и т.д.)

Сегодня также существуют программно-аппаратные автоматизированные комплексы, позволяющие вести учет загруженного зерна по трюмам, согласно плану погрузки, и мы не будем подробно останавливаться на описании их работы.

Как и в случае с железнодорожным транспортом, не все сотрудники порта ST работают в офисе. Некоторые из них занимаются работами на территории. Яркий пример - контроль за разгрузкой автомобилей в порту на судно. Работа тальмана не привязана к стационарному рабочему месту, но задача оперативной регистрации времени и места разгрузки актуальна и обязательна. Контроль за движением транспорта от склада до судна может осуществляться с помощью специализированного мобильного приложения, разработанного специально для тальмана зернового терминала и передающего данные в АСУ.

Что в итоге?

Автоматизированные системы учета и управления "движением" сельскохозяйственной продукции от бункера комбайна до трюма корабля - не фантазия, а насущная необходимость в современном сельскохозяйственном бизнесе.

Конечно, не вся эта цепочка нужна всем участникам рынка.

Крупным сельскохозяйственным корпорациям, у которых есть все этапы, от выращивания до экспортных контрактов, такая система нужна в полном объеме и даже с гораздо более широким функционалом, включая управление финансовыми потоками, транспортом, документами, персоналом, аналитической подсистемой и т.д. Им необходим полный учет и контроль на всех этапах производственной цепочки.

Для фермера, который выращивает и хранит свою продукцию на элеваторе, будет достаточно контроля от комбайна до силоса на элеваторе. Его задача - предотвратить любые потери при транспортировке с поля и хранении на элеваторе или в собственном зернохранилище.

Зернотрейдеру, покупающему зерно у производителя и продающему его экспортеру, необходима система учета сделок и закупаемой продукции на этапах от склада сельхозпроизводителя до момента погрузки на элеватор, порт ЗТ, указанный покупателем, или сразу на судно.

Существующие сегодня технические средства и программные модули позволяют автоматизировать и контролировать все этапы работы. Однако построить такую "сквозную" систему не так просто, как может показаться на первый взгляд.

На рынке представлены различные программные и аппаратные решения, которые отвечают за отдельные области, описанные выше.

Как уже говорилось выше, разработчики смогли объединить свои различные технические и программные решения в единую систему, и теперь дело за фермерами, которым они нужны.

Вопрос в том, что аграрии, внедрившие такие системы, смогут снизить свои затраты и получить большее конкурентное преимущество в борьбе за свое место на рынке.

Материалы по теме

04 Мая, 2024

Число людей, занятых в сельском хозяйстве, сократится?

Пока в промышленности говорят об индустриализации 3.0, то есть мечтают заменить всех рабочих на безлюдные фабрики с роботами, в сельском хозяйстве это уже давно реальность.

 

21 Июня, 2023

Китай станет крупнейшим в мире покупателем пшеницы

Китай готов обогнать Египет и Турцию и стать крупнейшим в мире покупателем пшеницы. Импорт зерна с июня 2022 года превысил 12 миллионов тонн

 

12 Июля, 2020

Битва за рекордный урожай в Ковылкинском районе Республики Мордовия

В Ковылкинском районе продолжается сезон уборки урожая. Она проходит в особой атмосфере, ведь урожай 2020 года - рекордный!

 

29 Ноября, 2019

Агро-Элеватор построил новое зернохранилище вместимостью 40 000 тонн в Липецкой области

В Данковском районе ООО "Агро-Элеватор" реализовало проект по строительству предприятия по переработке, хранению и перевалке зерновых и масличных культур мощностью хранения 40 тысяч тонн, сообщили в управлении сельского хозяйства Липецкой области.

 

Блог

 

лого GrainAutomation в футере

Дизайн-студия cCube. Разработка и поддержка сайтов
Разработка и поддержка
cCube.ru