26 Июля, 2023
В 2022 году Россия собрала рекордный или, как его еще называют, "олимпийский" урожай зерна - 157,7 млн тонн. Это заставило игроков транспортного рынка и экспортеров по-новому подойти к логистике зерновых перевозок: искать эффективные способы организации железнодорожных перевозок, контролировать скорость движения и оборачиваемость вагонов. Спрос на услуги железнодорожной инфраструктуры резко вырос, а пропускная способность сети - нет. В таких условиях маршрутные перевозки аграрных грузов стали оптимальным способом доставки больших объемов зерна.
Объем перевозок сельскохозяйственных грузов в вагонах-зерновозах ежегодно увеличивается, и в 2023 году с учетом импорта и транзита он может составить 36 млн тонн против 31 млн тонн в 2022 году. В то же время железнодорожные операторы отмечают ухудшение ситуации с оборотом хопперов ( хоппер - саморазгружающийся грузовой вагон-хоппер для перевозки сыпучих навалочных грузов, в том числе зерна) , особенно на массовых экспортных направлениях российского зерна. Так, в направлении зерновых портовых терминалов Новороссийска в первом полугодии 2023 года оборот ухудшился на 43% - с 19 до 27 суток. Сейчас фактический оборот заметно отличается от нормативного значения: один вагон совершает в среднем 14 рейсов в год при расчетном плане в 20 рейсов.
При условии сохранения оборота хопперов на уровне 2020 года только один железнодорожный оператор - "Русагротранс" - сможет обеспечить дополнительный объем перевозок в размере около 7 млн тонн в своем парке (это 19% рынка перевозок сельскохозяйственных грузов или 25% рынка перевозок зерновых грузов).
На ситуацию с оборотом вагонов также влияет увеличение парка хопперов. Парк вагонов-зерновозов на сети РЖД к концу 2023 года вырастет до рекордных 62,5 тыс. вагонов, что на 10 % больше, чем в 2022 году.
"Однако в условиях ограниченной инфраструктуры, в том числе экспортной, неконтролируемый рост количества вагонов на сети провоцирует замедление движения парка. Особенно с учетом того, что количество вагонов с зерном растет из-за перегруженности инфраструктуры. Если взять парк под управлением "Русагротранса", то в первом полугодии 2022 года среднесуточное количество таких вагонов составляло 655 единиц, а в первом полугодии 2023 года уже 1 725 - рост в 2,6 раза. Простаивающие в ожидании выгрузки вагоны создают "пробки" и еще больше снижают пропускную способность железнодорожной инфраструктуры , - говорит Алексей Барбариуш, генеральный директор "Русагротранса".
"Русагротранс" совместно с ОАО "РЖД" и грузоотправителями активно внедряет технологии для улучшения оборота вагонов, одна из которых - грузовая маршрутизация.
Существуют прямые маршруты отгрузки, когда грузоотправитель формирует состав из вагонов-зерновозов на собственных подъездных путях по весовой норме или определенному количеству вагонов; и грузовые экспрессы, когда грузоотправитель совместно с оператором и ОАО "РЖД" формирует состав на станции на путях инфраструктуры ОАО "РЖД". В первом случае поезд движется по выделенной линии графика с маршрутной скоростью, а во втором - по графику, утвержденному для "Грузового экспресса".
При повагонной отправке поезд собирается из разных типов вагонов, следующих в разные пункты назначения, и движется в составе сборных поездов.
Отсюда вытекает ключевое преимущество маршрутных поездов - скорость перевозок и экономия средств. Маршрутизация позволяет железнодорожным операторам использовать парк с максимальной эффективностью и сократить время доставки в два раза.
"Русагротранс" постоянно работает над развитием маршрутизации. В 2021 году было отправлено 206 маршрутов (учитываются груженые и порожние поезда) общим объемом 500 000 тонн. В 2022 году количество отправок зерновых маршрутов увеличилось до 910, а объем перевезенного зерна - до 2 млн тонн. В первой половине 2023 года уже отправлено 1 230 зерновых экспрессов и перевезено около 2,8 млн тонн зерна. Количество станций отправления груженых и назначения порожних поездов выросло до рекордного числа - сейчас их более 170. Увеличение количества пунктов массовых отгрузок позволило масштабировать маршрутные технологии на дороги и станции в регионах Центра, Поволжья и Сибири.
В качестве примера рассмотрим один из реальных случаев экспортных перевозок. При отправке с одной из системных станций Юго-Восточной железной дороги до Новороссийска маршрутная отправка занимает трое суток, а при отправке повагонными отправками - не менее семи суток из-за длительного простоя на сортировочных станциях.
Вагоны, следующие по маршруту, проходят меньше рутинных процедур на станциях. Маршрут прибывает на сортировочную станцию, проходит осмотр и отправляется. Вагоны, следующие за одной отправкой в составе сборного поезда, после прибытия на сортировочную станцию расформировываются из состава, сортируются, осматриваются, накапливаются и только после этого формируется новый состав и вагоны отправляются.
Отправка грузов одним составом позволяет избежать задержек на сортировочной станции.
"Рассмотренный пример движения был в идеальных условиях для одиночной отправки, когда вагоны в обоих случаях двигались по одному пути. Бывает, что при одиночных перевозках вагоны не следуют плану формирования и отклоняются от запланированной траектории движения, что еще больше увеличивает время доставки груза ", - комментирует Алексей Барбариуш.
Маршрутные перевозки зерна выгодны всем участникам рынка.
Маршрутизация также помогает разгрузить дороги, что очень актуально в условиях запрета на пробки, когда количество поездок, совершаемых по дорогам, резко возросло.
В целом, маржинальность отрасли производства зерна улучшается, поскольку повышается предсказуемость и эффективность логистической составляющей для российских аграриев.
08 Мая, 2024
Эффективные решения при скармливании новых урожаев зерна
Специалисты свиноводческих хозяйств часто сталкиваются с ситуацией, когда кормление свиней новой зерновой культурой вызывает снижение темпов роста животных и повышенную смертность в период откорма, провоцирует ухудшение репродуктивных показателей беременных и лактирующих свиноматок.
15 Апреля, 2024
Как воспользоваться плодами прогресса и избежать затрат?
Автоматизация сельского хозяйства способна повысить производительность, облегчить труд человека и сделать производство продовольствия более устойчивым. В то же время многие опасаются, что автоматизация может оставить часть людей без работы и усилить неравенство. ФАО рассмотрела все стороны этого процесса.
06 Апреля, 2024
Как сделать смартфон центром управления элеватором и зерновым терминалом?
С помощью АСУ директор элеватора может оперативно получать всю необходимую информацию со своего смартфона в любое время.
01 Апреля, 2024
Разработчики из Пермского политеха улучшили беспилотники для сельского хозяйства
Легкая конструкция из экономичных материалов позволила сохранить все важные характеристики БПЛА и увеличить продолжительность полета.
Разработка и
поддержка
cCube.ru |