Автоматизация и термометрия
объектов сельского хозяйства

Маршрутные перевозки зерна как способ построения новых процессов доставки аграрных грузов

26 Июля, 2023

В 2022 году Россия собрала рекордный или, как его еще называют, "олимпийский" урожай зерна - 157,7 млн тонн. Это заставило игроков транспортного рынка и экспортеров по-новому подойти к логистике зерновых перевозок: искать эффективные способы организации железнодорожных перевозок, контролировать скорость движения и оборачиваемость вагонов. Спрос на услуги железнодорожной инфраструктуры резко вырос, а пропускная способность сети - нет. В таких условиях маршрутные перевозки аграрных грузов стали оптимальным способом доставки больших объемов зерна.

Особенности железнодорожных перевозок рекордных урожаев зерна

Объем перевозок сельскохозяйственных грузов в вагонах-зерновозах ежегодно увеличивается, и в 2023 году с учетом импорта и транзита он может составить 36 млн тонн против 31 млн тонн в 2022 году. В то же время железнодорожные операторы отмечают ухудшение ситуации с оборотом хопперов ( хоппер - саморазгружающийся грузовой вагон-хоппер для перевозки сыпучих навалочных грузов, в том числе зерна) , особенно на массовых экспортных направлениях российского зерна. Так, в направлении зерновых портовых терминалов Новороссийска в первом полугодии 2023 года оборот ухудшился на 43% - с 19 до 27 суток. Сейчас фактический оборот заметно отличается от нормативного значения: один вагон совершает в среднем 14 рейсов в год при расчетном плане в 20 рейсов.

При условии сохранения оборота хопперов на уровне 2020 года только один железнодорожный оператор - "Русагротранс" - сможет обеспечить дополнительный объем перевозок в размере около 7 млн тонн в своем парке (это 19% рынка перевозок сельскохозяйственных грузов или 25% рынка перевозок зерновых грузов).

На ситуацию с оборотом вагонов также влияет увеличение парка хопперов. Парк вагонов-зерновозов на сети РЖД к концу 2023 года вырастет до рекордных 62,5 тыс. вагонов, что на 10 % больше, чем в 2022 году.

"Однако в условиях ограниченной инфраструктуры, в том числе экспортной, неконтролируемый рост количества вагонов на сети провоцирует замедление движения парка. Особенно с учетом того, что количество вагонов с зерном растет из-за перегруженности инфраструктуры. Если взять парк под управлением "Русагротранса", то в первом полугодии 2022 года среднесуточное количество таких вагонов составляло 655 единиц, а в первом полугодии 2023 года уже 1 725 - рост в 2,6 раза. Простаивающие в ожидании выгрузки вагоны создают "пробки" и еще больше снижают пропускную способность железнодорожной инфраструктуры , - говорит Алексей Барбариуш, генеральный директор "Русагротранса".

Маршрутные железнодорожные перевозки сельскохозяйственных грузов

"Русагротранс" совместно с ОАО "РЖД" и грузоотправителями активно внедряет технологии для улучшения оборота вагонов, одна из которых - грузовая маршрутизация.

Существуют прямые маршруты отгрузки, когда грузоотправитель формирует состав из вагонов-зерновозов на собственных подъездных путях по весовой норме или определенному количеству вагонов; и грузовые экспрессы, когда грузоотправитель совместно с оператором и ОАО "РЖД" формирует состав на станции на путях инфраструктуры ОАО "РЖД". В первом случае поезд движется по выделенной линии графика с маршрутной скоростью, а во втором - по графику, утвержденному для "Грузового экспресса".

Маршрутные отправки зерна как способ выстроить новые процессы доставки аграрных грузов

При повагонной отправке поезд собирается из разных типов вагонов, следующих в разные пункты назначения, и движется в составе сборных поездов.

Отсюда вытекает ключевое преимущество маршрутных поездов - скорость перевозок и экономия средств. Маршрутизация позволяет железнодорожным операторам использовать парк с максимальной эффективностью и сократить время доставки в два раза.

"Русагротранс" постоянно работает над развитием маршрутизации. В 2021 году было отправлено 206 маршрутов (учитываются груженые и порожние поезда) общим объемом 500 000 тонн. В 2022 году количество отправок зерновых маршрутов увеличилось до 910, а объем перевезенного зерна - до 2 млн тонн. В первой половине 2023 года уже отправлено 1 230 зерновых экспрессов и перевезено около 2,8 млн тонн зерна. Количество станций отправления груженых и назначения порожних поездов выросло до рекордного числа - сейчас их более 170. Увеличение количества пунктов массовых отгрузок позволило масштабировать маршрутные технологии на дороги и станции в регионах Центра, Поволжья и Сибири.

Разница между повагонными и зерновыми экспрессами

В качестве примера рассмотрим один из реальных случаев экспортных перевозок. При отправке с одной из системных станций Юго-Восточной железной дороги до Новороссийска маршрутная отправка занимает трое суток, а при отправке повагонными отправками - не менее семи суток из-за длительного простоя на сортировочных станциях.

Вагоны, следующие по маршруту, проходят меньше рутинных процедур на станциях. Маршрут прибывает на сортировочную станцию, проходит осмотр и отправляется. Вагоны, следующие за одной отправкой в составе сборного поезда, после прибытия на сортировочную станцию расформировываются из состава, сортируются, осматриваются, накапливаются и только после этого формируется новый состав и вагоны отправляются.

Отправка грузов одним составом позволяет избежать задержек на сортировочной станции.

"Рассмотренный пример движения был в идеальных условиях для одиночной отправки, когда вагоны в обоих случаях двигались по одному пути. Бывает, что при одиночных перевозках вагоны не следуют плану формирования и отклоняются от запланированной траектории движения, что еще больше увеличивает время доставки груза ", - комментирует Алексей Барбариуш.

Преимущества маршрутных перевозок

Маршрутные перевозки зерна выгодны всем участникам рынка.

Маршрутизация также помогает разгрузить дороги, что очень актуально в условиях запрета на пробки, когда количество поездок, совершаемых по дорогам, резко возросло.

Маршрутные отправки зерна как способ выстроить новые процессы доставки аграрных грузов

В целом, маржинальность отрасли производства зерна улучшается, поскольку повышается предсказуемость и эффективность логистической составляющей для российских аграриев.

Материалы по теме

19 Мая, 2024

Инженер в агропромышленном комплексе - насколько востребована эта профессия?

Современный агробизнес уже давно отошел от плуга и пахаря. Данные о почве, растениях и погодных условиях, необходимые для принятия более обоснованных решений о посадке, орошении и обработке почвы, теперь собирают автоматические датчики, системы управления и беспилотники.

 

09 Мая, 2024

Первая площадка FESCO по хранению зерна в Дальневосточном федеральном округе получила статус приоритетного инвестиционного проекта

На заседании Инвестиционного совета при губернаторе Приморского края был рассмотрен вопрос о реализации проекта строительства морского зернового терминала. Учитывая важность проекта группы FESCO в программах развития логистической инфраструктуры региона, ему был присвоен статус приоритетного.

 

28 Апреля, 2024

"K2Тех" развернула онлайн-портал, предоставляющий карты информационно-технологических решений для основных секторов агропромышленного комплекса.

Новый информационный ресурс позволит производителям зерновой, молочной и мясной промышленности проводить...

 

10 Апреля, 2024

Автоматизация сельского хозяйства - путь к новым возможностям

Автоматизация сельского хозяйства, включающая в себя все, от тракторов до искусственного интеллекта, играет важную роль в повышении эффективности и устойчивости производства продуктов питания.

 

Блог

 

лого GrainAutomation в футере

Дизайн-студия cCube. Разработка и поддержка сайтов
Разработка и поддержка
cCube.ru